Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф такси без лицензии на своей машине в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В первую очередь, необходимо сохранять спокойствие — в Российской Федерации действует презумпция невиновности, и то, что вы перевозите пассажиров именно в коммерческих целях, сотрудникам полиции нужно будет ещё доказать.
Штраф за отсутствие шашек на такси
Статья 11.141 КоАП предусматривает штраф за использование в качестве такси автомобиля, на котором не установлены фонарь такси или наклейки в виде шашек:
3. Отсутствие на транспортном средстве, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше указанного транспортного средства —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — десяти тысяч рублей; на юридических лиц — пятидесяти тысяч рублей.
Штраф за отсутствие фонаря или «шашек» составляет 3 000 рублей.
Примечание. В отличие от рассмотренных выше штрафов, данный штраф накладывается только 1 раз. То есть если на машине нет ни фонаря, ни цветографических схем, то будет наложен только 1 штраф в размере 3 000 рублей.
Еще одна особенность данного штрафа — он накладывается не сотрудниками ГИБДД, а сотрудниками органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
Таблица штрафов для таксистов
№ | Нарушение | Штраф |
1 | Отсутствие лицензии при себе | 5 000 |
1.1 | Отсутствие лицензии в принципе | 50 000 |
2 | Отсутствие путевого листа | 500 |
3 | Незаконная установка фонаря такси | 5 000 |
4 | Незаконное нанесение шашек | 5 000 |
5 | Управление автомобилем с незаконным фонарем | 5 000 |
6 | Управление автомобилем с незаконными шашками | 5 000 |
7 | Отсутствие фонаря или шашек на такси | 3 000 |
8 | Невыдача чека | 1 000 |
9 | Неразмещение обязательной информации | 1 000 |
Порядок назначения штрафа за перевозку пассажиров без лицензии
Водители такси достаточно часто проверяются сотрудниками ГИБДД на дороге. Проверяют наличие документов, в том числе разрешения на работу такси.
Кроме сотрудников ГИБДД правом проверять водителей и перевозчиков наделены государственные транспортные инспекторы — должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов (Ространснадзор).
Рейды проводятся регулярно и часто бывают совместными.
Если проверяющий обнаружил нарушение и начал составлять протокол, водитель вправе
— вносить в него свои пояснения и (или) возражения,
— вносить в протокол ходатайства (например, о рассмотрении дела по месту жительства).
Обычно протокол составляется сразу, но если приходится искать паспортные данные владельца, то в течение 2 суток с момента выявления нарушения (ст. 28.5 КоАП РФ).
Новый закон о такси вступает в силу: что ждет отрасль?
С 1 сентября в России вступит в силу новый закон о такси, который призван повысить безопасность поездок и окончательно вывести отрасль такси из тени. Закон предъявляет новые требования к агрегаторам, водителям, виду автомобиля, а также предусматривает создание федеральной системы ФГИС «Такси» и региональных реестров.
«Новый закон о такси готовился несколько лет, — поясняет заместитель председателя «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. — Рынок за эти годы кратно вырос, такси стало незаменимой частью транспортной инфраструктуры и встроилось в повседневную жизнь миллионов людей. При таком масштабировании, безусловно, понадобились новые подходы к регулированию рынка и системный подход к нему во всех регионах».
Прозрачность и безопасность
По словам эксперта, одно из ключевых нововведений — это прямой и быстрый доступ в отрасль для самозанятых, который обеспечит приток исполнителей и поможет им получать дополнительный доход. По старым правилам самозанятым нужно было иметь статус индивидуального предпринимателя для вхождения в отрасль.
«Доступ в такси для самозанятых — однозначно позитивное изменение, — считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. — Мера упростит вход в сферу тысячам людей в экономически непростое время, когда многие ищут дополнительные источники заработка, а также поможет восполнить дефицит водителей на рынке такси. Сейчас некоторые водители уходят в другие сферы, т.к. в такси вести деятельность все сложнее — мало машин, растут цены на них, на запчасти, топливо, вводятся новые формальные требования».
В законе прописан и ряд ограничений. Управлять такси не смогут те, у кого имеется более трех неоплаченных штрафов за нарушение ПДД и при наличии непогашенной судимости за тяжелые преступления. Эти изменения должны повысить уровень безопасности перевозок.
Однако некоторые эксперты видят в новом законе дополнительные риски, например, в процедуре получения справок об отсутствии судимости.
«На получение нужно много времени, из-за этого водители по несколько недель не могут выйти на линию и теряют доход в такое кризисное время, как следствие растет социальная напряженность, — говорит председатель Московского Профсоюза Такси «ДОБРО» Николай Кодолов. — С одной стороны, нужно кратно ускорить выдачу справок и разрешений, с другой — самим таксистам надо как можно раньше их запрашивать. Бывает, например, такое, что сведения в справках неверные, приходится тратить время на оспаривание, процесс затягивается, это плюс еще несколько недель без заработка для водителя. Другая проблема — не все водители понимают, по каким конкретно статьям запретят таксовать, хотя речь только про непогашенную судимость и только за тяжелые преступления.
В итоге некоторые просто боятся идти за справками».
Наконец, агрегаторов прописали в законе как «службы заказа легкового такси». Вводится субсидиарная ответственность агрегаторов за вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу пассажира в случае ДТП. Субсидиарная ответственность предполагает, что есть основной ответчик, но если он не сможет выполнить обязательства, пострадавший может обратиться ко второй стороне — агрегатору. На сегодняшний день все крупные службы заказа легкового такси уже предлагают механизмы добровольного страхования водителей и пассажиров во время поездки.
Новый закон закрепляет эту практику и делает обязательной.
Открытые вопросы
Остается ряд требований, реализация которых в отрасли вызывает сложности. В частности, по новому закону из-за отсутствия специализированного ОСАГО текущее разрешение может быть приостановлено или аннулировано. Однако, по мнению экспертов, стоимость полисов ОСАГО в отрасли высокая, в некоторых регионах она доходит до 140 тысяч рублей.
«Ввиду недоступности полисов раньше водители предпочитали просто платить штрафы за их отсутствие, — рассказывает исполнительный директор ассоциации «Национальный совет такси» Наталия Лозинская. — Теперь правила ужесточаются, но проблема все еще не решена. Стоимость полисов продолжает расти, водители продолжают сталкиваться с отказами страховых продавать полисы, отказы все так же нигде не фиксируются. Принятый в июле закон о «коротких» ОСАГО должен сделать полисы доступнее для водителей и облегчить процесс их оформления, но поправки в закон об ОСАГО вступят в силу не раньше первой половины следующего года.
До этого момента для большинства водителей закон о такси будет оставаться трудновыполнимым в части полисов. Если не решить каким-то образом вопрос доступности ОСАГО для такси со страховщиками, то нас ждет отток водителей в серую зону».
Другой глобальный вопрос связан с региональными реестрами перевозчиков, автомобилей и агрегаторов, в которых информация должна обновляться в ежедневном режиме и передаваться во ФГИС «Такси». По словам Антона Данилова-Данильяна, эта мера поможет лучше понимать объемы и динамику развития рынка. Тем не менее ранее целый ряд региональных властей высказывали озабоченность в связи со сжатыми сроками на введение таких реестров.
Основная трудность в том, что действующие реестры такси достаточно разрозненны, в разных субъектах существуют разные формы таких реестров.
«В ряде регионов реестры такси представляют собой чуть ли не допотопные амбарные книги, — говорит Антон Шапарин. — Привести их в рабочий цифровой вид и настроить интеграцию со ФГИС до 1 сентября ожидаемо успевают не все, это изначально было задачей практически невыполнимой в такие сроки».
По оценкам экспертов, на создание и тестирование такой системы реестров по всем регионам нужен как минимум год.
Также есть пункты нового закона, реализация которых остается на уровне регионов. На свое усмотрение регионы могут вводить аттестацию для водителей на знание города. Местным властям также дано право устанавливать около вокзалов и аэропортов специальные зоны, на которых только водителям такси разрешено будет предлагать свои услуги.
Кроме того, региональные власти могут определить цветовую гамму автомобилей такси — на федеральном уровне установлено лишь требование иметь на машине «композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке, и фонарь оранжевого цвета на крыше».
По словам председателя Общественного Совета по развитию такси Ирины Зариповой, летние месяцы показали, что в регионах, которые не стали вводить обязательные требования к цвету автомобилей, количество выданных разрешений резко возросло. Напротив, там, где допустимый цвет был установлен, число разрешений упало драматически, то есть в этих регионах с сентября водителей на линии может быть значительно меньше возможного из-за этого избыточного ограничения.
Мягкий переходный период
Эксперты считают, что сейчас важно создать все условия, чтобы участники рынка могли спокойно адаптироваться к новым правилам.
«Такси — социально значимая отрасль, от нее зависят более 1,5 миллиона человек, и сами водители, и их семьи, — отмечает Антон Шапарин. — Поэтому любые изменения должны происходить плавно и в диалоге с участниками рынка, иначе мы рискуем оказаться в ситуации, когда водители останутся без дохода, пассажиры — без привычного для них транспорта, а на дорогах будет коллапс».
Эксперт уверен, что на переходном этапе нельзя «кошмарить» отрасль, усердствовать с рейдами и проверками и с первого же дня выгонять из такси водителей, которые еще не успели получить разрешения по новым правилам.
«Эффективность регулирования будет зависеть от того, насколько качественно пройдет период адаптации отрасли — ей необходимо оказать поддержку, помочь с уточнением требований на уровне регионов, дать время на интеграцию данных в реестры и ускорить оформление необходимых для легальной работы документов, — считает Антон Данилов-Данильян. — Мы будем следить за правоприменительной практикой и готовы выступать связующим звеном между государством и отраслью, чтобы все процедуры и практики контроля были прозрачными и выполнимыми».
Что случится, если попытаться заказать такси с карты без достаточного баланса?
Многие люди используют такси как удобный и быстрый способ перемещения по городу. Однако, что будет, если Вы попытаетесь заказать такси с карты, на которой нет достаточной суммы для оплаты поездки? Рассмотрим возможные последствия.
Вероятнее всего, когда Вы попытаетесь оплатить поездку, система блокирует карту и сообщает об отказе в оплате из-за нехватки средств. В таком случае, водитель может отказать Вам в поездке, так как зачем ему возможные проблемы с неоплатой услуги.
Кроме того, если Вы все же смогли уехать на такси, Вам необходимо рассчитаться с водителем в конце поездки. Если Вы не сможете это сделать из-за отсутствия денег, Вас могут задержать до момента оплаты услуги. В худшем случае, возможны судебные разбирательства и уголовная ответственность за мошенничество.
Поэтому, прежде чем заказывать такси, убедитесь, что на карте достаточно средств для оплаты услуги. Иначе, Вы рискуете не только угробить свою репутацию и получить проблемы с законом, но и причинить неприятности водителю такси.
Обжалование штрафа таксисту
Сегодня каждый автомобилист имеет право на обжалование штрафа. Делать это можно в любой ситуации и с полной уверенностью, так как никаких нежелательных последствий не наступит даже в том случае, если наказание все равно посчитают правомерным. Существует определенная инструкция, позволяющая оспаривать штрафы, и она будет актуальной как для таксиста, так и для любого другого автомобилиста, попавшего в неоднозначную ситуацию.
Так, для того, чтобы оспорить штраф, полученный от инспектора, необходимо:
- Уложиться в срок 10 дней с момента выставления штрафа, иначе придется обжаловать сроки, что следует делать с указанием уважительной причины;
- Подать жалобу по месту нарушения, либо начальству подразделения, где служит инспектор, выписавший протокол, либо в районный суд — также по месту, где происходила ситуация;
- Можно отправить жалобу заказным письмом, это будет оптимальным вариантом, ведь ее тогда гарантированно зафиксируют;
- Выждать 10 дней, если письмо направлено в ГИБДД, и до 2 месяцев, если в суд;
- Получить письмо, которое будет свидетельствовать об отмене штрафа, сохранении санкций, либо смягчении — в зависимости от ситуации.
Чтобы обеспечить себе наиболее высокие шансы обжалования в ваших интересах, необходимо подробно указать причину вашего несогласия, указать все обстоятельства, которые играют в вашу пользу. Если есть несколько причин для отмены штрафа — стоит указывать каждую из них, и все сопутствующие обстоятельства, которые могут трактоваться в вашу пользу. Ведь среди всех прочих обстоятельств для отмены штрафа, в перечень которых входят двойные штрафы, истечение сроков, отсутствие состава или события нарушения, отмечаются еще и процессуальные ошибки. Так, если инспектор неправильно заполнил протокол, нарушил необходимый ход процедур, все это также рассчитывается в пользу таксиста, который может быть освобожден от штрафов на основании подобных вещей.
Что касается штрафов и наказаний для таксистов, тут существует масса нюансов. Многие из них касаются споров о том, кто должен выплачивать штрафы, организация или водитель. На практике автомобили являются собственностью таксопарка, и потому штрафы во множестве случаев поступают именно на организации. Это касается в первую очередь ситуаций с превышением скорости под камерами, и так далее.
Организация имеет право взыскивать эти суммы с работников согласно ст. 238 ТК РФ, а также требовать объяснительные, и даже взыскивать ущерб через суд. Однако и сам водитель может предпринимать определенные меры, чтобы исключить подобные взыскания. Он может ссылаться на обстоятельства, которые не зависели от него, на обязанности самой организации. Так, в частности, если на выделенном ему автомобиле не было шашечек, и он получил штраф на этом основании, водитель имеет право указать, что получил такой автомобиль изначально, и не имел права или возможности, либо обязанности самостоятельно вносить какие-либо изменения в его внешний вид и конструкцию. Таксисты нередко сталкиваются с необходимостью защищать свои права не только перед сотрудниками ГИБДД, но и перед самой организацией, в которой они работают. И это необходимо уметь делать.
Что же касается штатных правонарушений, с которыми таксист сталкивается так же часто, как и любой другой активный водитель, здесь все остается штатным порядком. Единственное, о чем приходится помнить — это факт того, что при лишении прав за серьезное нарушение таксист останется безработным и не сможет продолжать свою привычную деятельность. И потому он должен быть максимально осторожным, предусмотрительным и грамотным водителем.
Последствия для пассажиров при использовании такси на личном автомобиле без лицензии
Использование такси на личном автомобиле без соответствующей лицензии может иметь серьезные последствия для пассажиров. Во-первых, отсутствие лицензии свидетельствует о том, что водитель не прошел специальную подготовку, не имеет необходимых навыков и знаний для работы в такси. Это может повлечь за собой не только непрофессионализм в обслуживании, но и увеличение риска возникновения аварий и дорожных происшествий.
Кроме того, отсутствие лицензии говорит о том, что такси на личном автомобиле не прошло соответствующие проверки и не соответствует установленным нормам безопасности. Это может привести к ряду негативных последствий для пассажиров:
Последствие | Описание |
---|---|
Опасность для жизни и здоровья | Непрофессиональные водители, не прошедшие проверку, могут не уметь реагировать на экстренные ситуации, а также не обладать знаниями о правилах дорожного движения и безопасности пассажиров. Это может поставить под угрозу жизни и здоровье пассажиров. |
Отсутствие страховки | Лицензированные такси обычно имеют страховку, которая покрывает возможные риски и ущерб, связанные с перевозкой пассажиров. В случае отсутствия лицензии такой страховки может не быть, что ставит пассажиров в состояние уязвимости при возникновении проблем или случайных происшествий. |
Непредсказуемость и непрофессионализм | Водители, не имеющие лицензии, могут проявлять непрофессионализм в своей работе, например, отказываться от перевозки на определенные расстояния или требовать неправомерные доплаты. Это создает непредсказуемость и общую негативную атмосферу во время поездки. |
В целях обеспечения безопасности и защиты интересов пассажиров, использование такси на личном автомобиле без лицензии должно быть избегаемым. Пассажирам рекомендуется предпочитать лицензированные службы такси, которые гарантируют соответствие высоким стандартам качества и безопасности.
Штраф за неразмещение обязательной информации
Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом говорят о том, что в автомобиле такси должна быть размещена следующая информация:
117. На передней панели легкового такси справа от водителя размещается следующая информация:
а) полное или краткое наименование фрахтовщика;
б) условия оплаты за пользование легковым такси;
в) визитная карточка водителя с фотографией;
г) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
Статья 11.141 КоАП:
1. Отсутствие в салоне легкового такси информации, предусмотренной Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере одной тысячи рублей; на должностных лиц — десяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей.
За отсутствие обязательной информации на водителя может быть наложен штраф в размере 1 000 рублей.
Регулирование такси без лицензии
Вопрос о контроле и регулировании такси без лицензии становится все более актуальным в современном обществе. Множество самопровозглашенных таксистов нарушают законодательство, предоставляя услуги перевозки пассажиров без соответствующей лицензии. Это создает опасность как для самих пассажиров, так и для других участников дорожного движения.
Для решения проблемы с такси без лицензии, государство вводит новые меры контроля и наказания. В 2024 году нарушители, осуществляющие незаконную перевозку пассажиров на такси, будут подвергаться штрафу. Размер штрафа будет значительным, чтобы оказывать достаточное давление на нарушителей и предотвращать повторные нарушения.
Однако необходимо также разработать меры, которые позволят облегчить процесс получения лицензии для таксистов, чтобы действующие водители могли легализовать свою деятельность и оставаться на рынке перевозок. Правительство должно предоставить упрощенные процедуры и ускоренное рассмотрение заявок на лицензирование, чтобы способствовать легализации и профессионализации такси-индустрии.
Требования к работе легковых такси
Разрешение на применение авто как такси выдадут, если оно отвечает определенным условиям:
- Если лицензия выдана после 1.07.2013 года, у автомобиля должен быть желтый кузов.
-
На боках или кузове нарисована разметка в виде квадратиков, выстроенных в шахматном соотношении. Квадраты должны быть контрастного цвета.
-
Крыша автомобиля «украшается» опознавательным фонарем в оранжевом цвете.
-
Обязательно наличие таксометра. Плата за проезд определяется по таксометру. На нем установлен специальный тариф. Плата зависит от расстояния, что проехал автомобиль, и времени, которое у него это заняло.
Помимо правильного внешнего вида и таксометра важно наличие таблички с определенной информацией в салоне:
- Наименование перевозчика. Можно использовать полную или сокращенную информацию.
-
Расценки за услуги.
-
Визитка водителя с его фото.
-
Контакты органов, что ведут контроль, за правильной перевозкой пассажиров.
Штрафы за нелегальное такси по закону
Что касается законов, то прямое отношение к деятельности такси имеют такие статьи:
- Федеральный закон № 69-Ф3 (Статья 3 — административные санкции за нарушения в работе);
- Статья 9 состоит из 24 пунктов – именно она и является законом о деятельности такси;
- 10 статья указанного закона (сроки и порядок вступления закона в силу);
- Дополнительная статья 36.1 в ФЗ № 259-Ф3 (области административных обязательств);
- Федеральный закон № 2940-Ф3 (защита прав ИП и ЮЛ).
Ответственность в виде штрафа за такси без имеющейся лицензии предусматривает в 2021 году следующее:
- По закону штраф за перевозку пассажиров без необходимого на это разрешения на сегодняшний день имеет размер в 5 000 – 10 000 руб;
- Если же автомобиль не был подготовлен к деятельности и не имел опознавательных знаков, то водителя оштрафуют на сумму в 3 000 руб;
- При этом сотрудники ГИБДД в некоторых обстоятельствах могут лишить транспортное средство номеров и отправить его на штрафстоянку;
- Если владелец не выдал пассажиру чек, то это наказывается штрафом, составляющим тысячу рублей;
- Если владелец авто использует опознавательные для такси атрибуты нелегально, то должен будет заплатить взыскание до 5 000 руб.
Как получить разрешение на перевозку пассажиров и багажа
Обращаться за разрешением на такси надо в уполномоченный государственный орган (это может быть Министерство транспорта по региону или Департамент дорожного хозяйства и транспорта) или МФЦ.
Разрешение на такси действует только на территории того региона, где оно выдано, кроме ситуаций, когда пункт назначения по заказу пассажира находится за пределами этого субъекта РФ.
Заявление и другие необходимые документы можно также подать через региональный портал государственных и муниципальных услуг или сайт Госуслуг.
Разрешение на деятельность такси выдаётся сроком до пяти лет, в отличие от лицензии на пассажирские перевозки, которая бессрочна. Что касается платы за выдачу, то раньше некоторые регионы ее взимали, например, в Санкт-Петербурге это стоило 320 рублей. Но после принятия закона № 580-ФЗ разрешение предоставляется бесплатно (статья 5).
К транспорту закон особых требований не предъявляет, достаточно, чтобы автомобиль имел на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета; цветографическую схему (шахматку); таксометр. Что касается цвета автомобиля, то это зависит от региона. Например, в Москве действует еще и специальный городской закон о такси, который обязывает иметь кузов только желтого цвета.
Заявитель, желающий получить разрешение на перевозку, должен обеспечивать техническое обслуживание и ремонт своих машин, контролировать их состояние перед выездом на линию, а также прохождение водителями медосмотра перед рейсом. Как и раньше, водителем такси может быть только лицо, имеющее общий стаж вождения не менее трёх лет. Кроме того, закон № 580-ФЗ добавил новые требования к водителю — разрешение не выдадут тем, кто имеет судимость за ряд преступлений, был лишен прав или не оплатил более трех штрафов за нарушение ПДД.
В пакет документов, кроме самого заявления, входят также копия договора со службой такси (для ИП и самозанятых), справка о несудимости на водителя, доверенность (если обращается представитель).
Что указывается в лицензии на такси
Утвержденная форма разрешения отсутствует, и в каждом российском регионе свой бланк, однако с обязательным указанием в нем:
• уполномоченного органа, выдавшего лицензию;
• наименования юридического лица (ИП), его адреса;
• Ф.И.О. предпринимателя, данных паспорта, адреса;
• данных о машине, которая будет использоваться в качестве такси, с указанием ее марки, модели, регистрационного знака;
• срока, на который выдано разрешение;
• номера лицензии;
• даты выдачи.
В любой момент инспектор ГИБДД или пассажир могут потребовать от водителя предъявить лицензию, поэтому ее нахождение у таксиста обязательно. Если инспектор потребует показать лицензию, а ее не окажется, таксисту выпишут административное взыскание за незаконную перевозку.