- Льготы

Прямые договора с ресурсоснабжающими организациями плюсы и минусы 2024 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прямые договора с ресурсоснабжающими организациями плюсы и минусы 2024 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Переход на прямые договора с ресурсоснабжающими организациями (РСО) имеет ряд положительных сторон, которые существенно улучшают условия работы потребителя с ресурсными организациями. В соответствии с Федеральным законом № 59-ФЗ от 03.04.2018 года «О ресурсоснабжении» передача тепловой энергии, электроэнергии и газа организуется в форме прямых договоров между ресурсоснабжающими организациями и потребителями.

Плюсы перехода на подобные отношения

Прямые договора позволяют потребителям самостоятельно выбирать своего ресурсоснабжающего оператора (РСО-потребителя), что позволяет снизить риски связанные с технологическими и экономическими изменениями. В случаях, когда ресурсные организации меняют свои условия работы, обязанности потребителя остаются неизменными до их прямого изменения в договорах.

Преимущества Минусы
Свобода выбора ресурсоснабжающей организации Ограничения в изменении выбранного ресурсоснабжающего оператора
Улучшение качества обслуживания и оперативности решения проблем Необходимость оформления и подписания прямых договоров
Уменьшение рисков в случае банкротства или проблем с РСО Возможность увеличения затрат на обслуживание

Переход на подобные отношения также позволяет установить более гибкие цены на ресурсоснабжение, разработать индивидуальные условия сотрудничества, согласовать объемы поставок и внести свои предложения по оптимизации работы ресурсоснабжающей организации.

Минусы перехода на договора с ресурсными организациями

  • Граждане не получат от этих изменений никакой финансовой выгоды – размер оплаты за коммунальные услуги не уменьшится, изменится только получатель денег.
  • Как ни странно – исключение УК из процесса оказания услуг приведет к росту тарифов на ЖКУ. Ведь теперь РСО сами должны проводить начисление, принятие показаний приборов учета, взыскание задолженности. Все это ведет к увеличению штата юридических лиц. Которое в обязательном порядке будет закалываться в тарифы.
  • РСО в большинстве своем не готовы пока заниматься прямыми договорами с населением, и самое главное – проводить постоянную работу по взысканию просроченных платежей с потребителей. Ведь довольно большая часть потребителей попросту не имеют денег для оплаты коммунальных услуг. И даже при наличии судебных решений, получить с них реальные деньги – очень тяжело, а то и невозможно.
  • Форма прямого договора, до сих пор не утверждена государством. То есть, какими должны быть условия таких отношений не знает пока никто. Учитывая, что население в данной ситуации является наиболее уязвимой и менее грамотной стороной, можно предсказать возможность злоупотребления РСО своим положением;
  • По сути, не будет центра ответственности за предоставляемые коммунальные услуги. К примеру, в случае если горячая вода в квартиры будет поступать со ржавчиной, — теплоснабжающие организации (они отвечают за подогрев воды) будут пенять на водоканал и УК. А те – в свою очередь – друг на друга (определить, на чьей зоне ответственности произошло загрязнение воды буде непросто).
  • Следующий минус – увеличение количества квитанций за ЖКУ. Кроме того, больше времени будет уходить на оплату коммунальных платежей – за счет возрастания их числа.
  • Более проблематичный перерасчет платы за оказанные услуги. При прямых платежах в РСО решать эти вопросы придется в не водном месте, а в каждой компании отдельно.
Читайте также:  Что входит в диспансеризацию в 2024 году для женщины 36 лет

Какие документы нужны для прямого договора с РСО?

1. Документы, удостоверяющие право собственности на объект:

  • Свидетельство о праве собственности на объект;
  • Правоустанавливающий документ (договор купли-продажи, свидетельство о регистрации права и т.д.);
  • Технический паспорт объекта недвижимости.

2. Документы, подтверждающие факт перехода права собственности:

  • Акт сдачи-приемки объекта (при наличии);
  • Справка о переходе права собственности (при наличии);

3. Документы, подтверждающие юридическую и фактическую ведомость:

  • Устав организации (для юридических лиц);
  • Паспорт (для физических лиц).

4. Документы, устанавливающие условия взаимодействия:

  • Технические условия на подключение (если требуется);
  • Проект договора с РСО;
  • Иные документы, предусмотренные законодательством или РСО.

Недостатки заключения прямых договоров

  • Ответственность за качество услуг. При заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями возникает ответственность за качество предоставляемых услуг. В случае неправильного выполнения работ или некачественного обслуживания, придется самостоятельно решать проблемы и искать решения.
  • Высокие затраты на контроль и управление. Заключение прямых договоров требует дополнительных усилий для контроля и управления взаимоотношениями с ресурсоснабжающими организациями. Это может потребовать наличия специалистов или команды, занимающейся управлением таких договоров.
  • Ограниченный выбор поставщиков услуг. В некоторых случаях, при заключении прямых договоров, организации ограничены выбором поставщиков услуг. Это может ограничить возможности выбора и повлиять на конкурентоспособность организации.
  • Сложности в переговорах. Заключение прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями может потребовать проведения сложных переговоров. Возможны ситуации, когда условия контракта не удовлетворяют обе стороны, что может затянуть процесс заключения договора.
  • Риск увеличения себестоимости. При заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями существует риск увеличения себестоимости услуг. Если поставщик услуг повышает цены или вводит дополнительные платежи, это может отразиться на финансовых показателях организации.

Потеря времени на переговоры

Переговоры могут затянуться на длительное время, так как включают в себя обсуждение тарифов, объемов поставок, сроков выполнения работ и других важных аспектов. Каждая сторона стремится защитить свои интересы и достичь взаимовыгодного соглашения, что часто приводит к долгим и сложным переговорам.

Потеря времени на переговоры может сильно замедлить процесс заключения договора и начала реализации проекта. Компании могут быть вынуждены проводить дополнительные совещания, пересмотривать и изменять условия договора, что влечет за собой дополнительные затраты на административную работу и юридическое сопровождение.

Также стоит учесть, что переговоры могут оказаться неэффективными и не привести к достижению желаемого результата. Стороны могут не найти общего языка, не согласиться по ключевым вопросам или не достичь взаимоприемлемого уровня согласования условий договора.

В итоге, потеря времени на переговоры может негативно сказаться на планировании и реализации проекта, привести к задержкам в поставках ресурсов и повышению финансовых затрат. Поэтому, рассмотрение альтернативных путей заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями может быть необходимым для ускорения и упрощения процесса.

РСО может по соглашению с УО передать ей часть своих прав и обязанностей

В случае, если договор ресурсоснабжения исполнялись менее 12 месяцев, среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения определяется путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, за период действия договора ресурсоснабжения на количество месяцев их действия.

Даже если вам какое-то время начисляли плату за коммунальные услуги по среднемесячным показаниям или нормативам, это не значит, что дальше будут считать от этих показаний. Вы все равно заплатите за тот объем ресурсов, который реально потребили.

Нет, РСО не будут доплачивать УО, ТСЖ, ЖСК за передачу показаний ИПУ. Обязанность передавать показания ИПУ в РСО при прямых договорах закреплена законом.

Кроме материальных потерь существует еще моральная сторона. Например, лучше не тратить питьевую воду в бессчетных количествах, а понимать, сколько ее уходит на бытовые нужды, и контролировать ситуацию.

Читайте также:  Как быстро выписаться из квартиры при продаже

Без посредников! Обзор закона о прямых расчетах в сфере ЖКХ в 2022 году

По сути закон о прямых договорах с поставщиками ресурсов вводит новую систему взаимоотношений собственников жилья и РСО. Собственники получат право заключать договора напрямую с ресурсоснабжающими организациями, минуя посредников. Этими посредниками сейчас выступают не только управляющие компании, но и товарищества собственников, жилищные или потребительские кооперативы. В настоящие время именно эти организации представляют интересы собственников жилых объектов по оплате потребленных электроэнергии, горячей и холодной воды, газа и т.д.

Долгожданный закон о прямых договорах с ресурсоснабжающими организациями в 2022 году принят Государственной думой в третьем чтении 23 марта. Документ уже подписан Президентом РФ Владимиром Путиным и вступит в силу после официального опубликования (Федеральный закон от 03.04.2022 N 59-ФЗ). Сама идея заключения прямых договоров с РСО и исключения из схемы расчетов посредников, которыми чаще всего являются Управляющие компании, не нова, она уже несколько лет обсуждается на государственном уровне, а некоторых регионах уже активно применяется.

Основные достоинства нового закона, минусы

Принятый законопроект разрешает множество сложных вопросов накопившихся в сфере управления ЖКХ. Он защищает интересы простых граждан, а также ресурсоснабжающих организаций. Ранее нередки были случаи отключения целых многоквартирных домов – по причине задержки выплат от УК. При этом жильцы свои долговые обязательства исполняли в срок, без каких-либо задержек.
Кроме того, жильцы теперь сами имеют право выбирать поставщика услуг. Например, вывоз мусора может осуществляться разными компаниями. Благодаря принятию нового закона сегодня сами граждане будут иметь право выбирать юридическое лицо, занимающееся работой с отходами. В данном сегменте ЖКХ присутствуют определенные проблемы. За счет нового законопроекта будет создана здоровая конкуренция в сфере утилизации отходов.

Многие УК искусственно завышали цены на поставляемые услуги ЖКХ. Особенно часто это касалось поставки горячей воды. Многие же жилые дома вовсе были снабжены собственными котельными в подвале и оплата не требовалась. Новый закон позволит усилить контроль со стороны жильцов над УК. Предоставляет новый рычаг давления. Управляющие компании станут более ответственно относиться к выполнению своих непосредственных обязанностей.

Некоторые проблемы могут возникнуть с процессом перерасчета за низкое качество поставляемых услуг. В то же время не составит труда разрешить этот вопрос законным путем. Ответственным за поставку услуг являются именно РСО – с которыми напрямую заключается договор.

Кого считать исполнителем КУ при прямых договорах

На сегодняшний день у управляющих многоквартирными домами и поставщиков коммунальных ресурсов нет чёткого понимания, кто считается исполнителем коммунальных услуг при прямых договорах. Эксперт призвала разобраться в этом с точки зрения того, между кем заключены договорные отношения.

Если у жителя МКД заключён прямой договор с РСО, такие отношения подчиняются правилам постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. В ч. 2 документа указано, что прямой договор заключается между потребителем и исполнителем коммунальной услуги. Соответственно при прямом договоре РСО – собственник помещения в МКД исполнителем услуги будет считаться РСО (ст. 157.2 ЖК РФ) и именно эта организация обязана выполнять все указания ПП РФ № 354.

Однако это касается только отношений с потребителями. Существуют также отношения между РСО и УО – двумя юридическими лицами. Между ними есть договорные отношения, которые подчиняются постановлению Правительства РФ от 14.02.2012 № 124. В п. 2 постановления указано, что исполнителем КУ считается лицо, которое обслуживает инженерные системы в многоквартирном доме. Это управляющая организация, поэтому обязанности, указанные в ПП РФ № 124, выполнять должна она.

По этому вопросу Минстрой РФ дал разъяснения в своём письме №35750-ОЛ/04 от 5 ноября 2015 года , в котором чётко обозначил, что у управляющей компании обязательно должен быть заключён договор ресурсоснабжения с РСО, поскольку это является обязательным лицензионным требованием и подлежит лицензионному контролю (ч.1 ст.193 ЖК РФ).

Читайте также:  Субсидии на оплату ЖКХ в Московской области с 2024 года для малоимущих

Согласно Постановлению Правительства РФ №416 от 15.05.2013 года «О порядке осуществления деятельности по управлению МКД» управление домами обеспечивается также и посредством заключения договоров энергоснабжения, теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, газоснабжения с РСО для предоставления собственникам помещений в МКД коммунальных услуг. Соответственно, заключение договоров ресурсоснабжения является лицензионным требованием, подлежащим лицензионному контролю .

Минстрой также обращает внимание на то, что договоры между собственниками помещений в МКД и РСО, заключённые до вступления в силу ФЗ №176 от 29.06.2015 года , действуют до окончания срока их действия или отказа одной из сторон от исполнения. Только в этом единственном случае отсутствие договора ресурсоснабжения между УК и РСО не может квалифицироваться как нарушение лицензионных требований.

Как исчислять долг по договорному объему потребления?

Еще один важный вопрос о том, как исчислять две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, которые выступают основанием для перевода МКД на прямые договора по инициативе РСО (п. 2 ст. 157.2 ЖК РФ).

Определением Верховного суда РФ по делу № 305-ЭС19-18374 от 02.12.2019 г. указано, что среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения определяется РСО путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, по договору ресурсоснабжения за 12 месяцев, предшествующих дате направления уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения, на 12.

В случае, если договор ресурсоснабжения исполнялись менее 12 месяцев, среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения определяется путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, за период действия договора ресурсоснабжения на количество месяцев их действия.

Основные преимущества нового закона и недостатки

Законодательный документ рассматривает актуальные вопросы в сфере жилищного законодательства России. Благодаря нему простые граждане будут более защищены. Получает «защиту» и ресурсоснабжающая компания.

Нередко бывали случаи, что отключали весь многоквартирный дом вследствие задержки выплат от УК РСО. При этом собственники исправно оплачивали коммунальные услуги в срок, не задерживали оплату. Благодаря новому закону такого больше не будет.

Теперь в свете нового закона собственники недвижимости сами могут выбирать поставщика услуг. Например, вывозить мусор могут разные компании.

Многие управляющие компании сознательно завышали стоимость ЖКТ. Особенно это часто случалось при поставке горячей воды. Новым законом введены определенные требования, вследствие которых удастся усилить контроль над действиями УК.

К минусу можно отнести то, что возможно поступление некачественных услуг. Этот вопрос решить можно только с РСО, поскольку собственники напрямую с этой организацией заключают договор.

Нужно ли согласие собственников для отказа РСО исполнять договор ресурсоснабжения

Речь идёт о ситуации, описанной в п. 2 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ : нужно ли получить согласие собственников при одностороннем расторжении договора ресурсоснабжения со стороны РСО.

Минстрой РФ говорит, что, согласно п. 2 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ , одно из оснований для заключения прямого договора — прекращение заключенных между УО и РСО договоров ресурсоснабжения вследствие одностороннего отказа РСО от их исполнения.

Порядок и основания такого одностороннего отказа РСО от исполнения ресурсоснабжающего договора описан в ч. 2 ст. 157.2 ЖК РФ . Отказаться от исполнения договора РСО может, если у организации, управляющей МКД, имеется признанный ею или подтверждённый судом долг перед РСО за два месяца и больше.

При таком раскладе РСО не нужно получать согласие собственников на реализацию одностороннего отказа от исполнения заключенного договора ресурсоснабжения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *