Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Путевой лист без отметки врача и механика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Организация вправе выписывать путевки не каждый день, а например, на неделю или несколько дней. Но не более одного месяца. Как быть с медицинскими осмотрами в такой ситуации, разберемся на конкретном примере.
III. Перевозки с нарушением требований медосмотров водителей и технического контроля состояния ТС
Вышеназванная статья КоАП РФ за эти два вида нарушений устанавливает следующую ответственность:
- за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств административный штраф налагается на граждан в размере 3 000 рублей; на должностных лиц – 5 000 рублей; на юридических лиц и ИП – 30 000 рублей (ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ);
- за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств административный штраф налагается на граждан в размере 3 000 рублей; на должностных лиц – 5 000 рублей; на юридических лиц и ИП – 30 000 рублей (ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ).
V. Нарушение порядка проведения обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медосмотров водителей
Статья 11.32 КоАП РФ предусматривает за нарушение установленного порядка проведения обязательных медосмотров водителей штраф для должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 рублей; для юридических лиц и ИП (с учетом примечания к статье) – в размере от 30 000 до 50 000 рублей.
Составить протокол об административном правонарушении, предусмотренном этой статьей, может орган Росздравнадзора (ст. 28.3 КоАП РФ, Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 323), а дело будет рассматривать судья (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). При этом субъекты нарушения – лица, проводящие медосмотры, т. е., медицинские организации, а также работодатели, в штате которых состоят медработники, занятые проведением указанных медосмотров.
Путевка без отметки врача
Документ, заполненный по установленным правилам, но без отметки и штампа о пройденном медосмотре, признается действительным. Налоговики при поведении выездной или камеральной проверки признают произведенные транспортные расходы по такой путевке. А вот сотрудники ГИБДД оштрафуют (комментарий в ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ):
- водителя — на 3000 рублей;
- руководителя или начальника транспортного отдела — на 5000 рублей;
- юридическое лицо — на 30 000 рублей.
Если бюджетная организация использует фальшивый штамп для подтверждения медэкспертизы водителя или незаконно нарушает установленный порядок, статьей 11.32 КоАП предусмотрены штрафы:
- на водителя — от 1000 до 1500 рублей;
- на руководителя или ответственное лицо, допустившее использование фальшивого штампа, — от 2000 до 3000 рублей;
- на организацию — от 30 000 до 50 000 рублей.
Как мы организуем предрейсовые осмотры:
Заключаете договор на 3 месяца с лицензированной медицинской организацией, у которой в штате есть сертифицированный механик.
Стоимость договора на 3 месяца 6000 рублей. Это всего лишь 2000 ₽ в месяц за легальные действия.
Оплата производится с расчетного счета ИП и платежное поручение прикладывается к договору. Это необходимо для доказательства в МАДИ, в случае ареста автомобиля.
Также ведутся и хранятся журналы о прохождении осмотра, за подписью должностных лиц. Журналы являются доказательством реальности прохождения медицинского и технического осмотров. Поэтому в вопросе путевых листов и осмотров — вы защищены со всех сторон.
Обязательные реквизиты путевого листа
Основная часть организаций вправе использовать разработанную самостоятельно форму путевого листа. Унифицированную форму, утв. постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78, обязаны использовать только автотранспортные предприятия, т.е. организации, которые осуществляют деятельность по эксплуатации строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и являются отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.
При разработке собственной формы путевого листа следует учитывать, что существуют установленные на законодательном уровне обязательные реквизиты, которые, по мнению чиновников, должны присутствовать в путевых листах. Если какого-то из обязательных реквизитов не будет — это повод налоговикам для снятия расходов.
Минфин России в своих разъяснениях (см., например, письмо от 23.03.2021 N 03-03-07/20599) также поясняет, что для документального подтверждения расходов на приобретение топлива для служебных автомобилей налогоплательщику необходимо руководствоваться перечнем обязательных реквизитов и порядком заполнения путевых листов, утвержденными приказом Минтранса.
Например, одним из обязательных реквизитов путевого листа являются сведения о транспортном средстве, которые включают в себя показания одометра (полные километры пробега). Таким образом, величина пробега указывается на основании показаний одометра, а значит, показания одометра относятся к числу обязательных реквизитов путевого листа. В некоторых компаниях путевые листы содержат данные о пробеге, а показания одометра при этом отсутствуют. Соответственно, не ясно, как вообще определяется пройденное автомобилем расстояние. Такой порядок крайне рискован. Налоговые органы могут указать, что такой путевой лист составлен с нарушениями и, соответственно, не может подтверждать расходы на списание ГСМ.
Наличие рисков подтверждает и судебная практика, содержащая примеры споров, в которых налоговые органы, признавая расходы неправомерными, наряду с другими признаками указывали также и на отсутствие в путевых листах сведений о показаниях одометра (постановления ФАС Поволжского округа от 24.07.2014 по делу № А12-23368/2013, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.02.2016 № Ф08-523/2016, Арбитражного суда Центрального округа от 09.04.2021, Ф10-412/2021 по делу № А09-3820/2019).
Другое дело, когда одометр неисправен. Но и здесь не получится проставить данные о пробеге, что называется с потолка. В письме ФНС от 16.07.2010 № ШС-37-3/6848 сказано, что нужно, во-первых, задокументировать сам факт поломки. Во-вторых, найти альтернативный способ подтверждения пройденного расстояния, например, по данным системы ГЛОНАСС (письмо Минфина РФ от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354).
Путевой лист на неделю, как ставить медосмотр
Организация вправе выписывать путевки не каждый день, а например, на неделю или несколько дней. Но не более одного месяца. Как быть с медицинскими осмотрами в такой ситуации, разберемся на конкретном примере.
Допустим, водителя направляют в длительную командировку на две недели. Перед выездом в рейс он проходит медосмотр в установленном порядке. На выписанной путевке врач делает соответствующую визу, что работник допущен к управлению транспортом. По возвращению водитель проходит послерейсовый осмотр, о чем врач делает соответствующую запись. Такой документ дает полное право совершать водителю длительные командировки (Определение ВАС РФ от 30.06.2009 № ВАС-7619/09, Постановления Верховного суда РФ от 05.10.2012 № 46-АД12-18, Самарского областного суда от 29.04.2013 № 4а-231/2013).
Следовательно, в длительном рейсе, когда путевка выписана на несколько дней, достаточно пройти осмотр перед выездом и по возвращению. В пути никакие дополнительные освидетельствования и осмотры не требуются. Однако руководство организации может предусмотреть прохождение медосмотра по месту прибытия, заключив с принимающей стороной соответствующий договор на оказание медуслуг. Таким образом водитель пройдет четыре осмотра: один — перед отправлением, второй — по прибытию в место назначения, третий — при отправлении в обратный путь и четвертый — по возвращению на основное место работы.
Обратите внимание, что данный алгоритм не обязателен. Вполне достаточно двух осмотров: перед отправлением в командировку и по прибытию.
Отметка механика в путевом листе
Приказом Минтранса России установлен еще один обязательный реквизит — отметка механика об исправности транспортного средства. Ответственный работник после технического осмотра транспортного средства делает запись на путевке, что автомобиль исправен, затем указывает дату (ДД.ММ.ГГГГ) и время (часы и минуты) проверки, заверяет своей подписью и расшифровкой.
Без заключения механика о состоянии транспортного средства накажут сотрудники ДПС, выписав штраф. Работники ФНС по данному нарушению придерживаются нейтральной позиции, признавая нарушение незначительным.
Какой срок может храниться путевой лист
В настоящее время срок хранения путевого листа закреплен в:
- Приказе Министерства транспорта РФ № 152 от 18. 09. 2008 года.
- Приказе Министерства культуры РФ № 558 от 25. 08. 2010 года.
Согласно первому приказу путевой лист можно хранить не меньше 5 лет, поэтому организация в праве увеличить срок хранения.
Приказ Минкультуры закрепляет положение, что путевой лист хранится 5 лет, но только при условии контроля и проверки регулирующим органом на протяжении указанного срока.
Таким образом, следует что если в течение 5 лет проверка отсутствовала, то фирма утрачивает право использовать путевые листы.
Важно отметить, что путевой лист является первичным документом, поэтому сроки его хранения также закреплены в:
- Налоговом кодексе РФ;
- Законе о бухучете № 402 от 04. 11. 14.
Налоговый кодекс закрепляет срок хранения путевого листа не менее 4 лет, а закон о бухучете – 5 лет.
Если деятельность фирмы не относится к предоставлению транспортных услуг, то им предоставляется право выдавать путевой лист сроком от одного дня до 30 дней.
Напротив, транспортные компании должны ежедневно выдавать путевой лист. Есть исключение, когда сотрудник уезжает в командировку, в таком случае путевой лист выдается сроком на всю командировку.
Как фиксируется нарушение
Работник ГАИ может выявить нарушение при стандартной проверке документов.
Эта проверка может быть целенаправленная, чаще касается коммерческих грузовых автомобилей.
В связи с подписанием Приказа Минтранса России №141 от 06.04.2017 г. «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств» ГИБДД изредка организует специальные рейды по путевым листам.
Проверка может быть и сопутствующая, то есть вопрос о путевом листе может подняться в дополнение к другим нарушениям.
Факт непредъявления водителем этого документа достаточен для привлечения к ответственности.
Также основанием для оформления нарушения является некорректный путевой лист. Он считается составленным с нарушением если:
- нет подписи и штампа медицинского работника о прохождении медосмотра. При этом медик должен иметь соответствующее разрешение;
- нет отметки лица контролирующего техсостояние ТС. Это лицо не просто механик на предприятии, а специалист имеющий соответствующую квалификацию (профессиональное образование по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» или профподготовку с присвоением квалификации «Контролер технического состояния автомобильного транспорта»);
- не заполнены основные реквизиты ПЛ;
- нет подписи и штампа предприятия-собственника (арендатора) ТС и другие.
Штраф за путевой лист
Какой штраф за отсутствие расшифровки подписи в путевом листе? Какой штраф налогается за отсутствие штампа врача в путевом листе? Штраф за езду без путевого листа. Существует ли штраф для ООО за отсутствие путевого листа для легкового автомобиля? Какой штраф за управление автомобилем без отметки врача и механика в путевом листе. Штраф за отсутствие путевого листа Штраф за отсутствие путевого листа для ип.
8.1. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств — |
Как мы организуем предрейсовые осмотры:
Заключаете договор на 3 месяца с лицензированной медицинской организацией, у которой в штате есть сертифицированный механик.
Стоимость договора на 3 месяца 6000 рублей. Это всего лишь 2000 ₽ в месяц за легальные действия.
Оплата производится с расчетного счета ИП и платежное поручение прикладывается к договору. Это необходимо для доказательства в МАДИ, в случае ареста автомобиля.
Также ведутся и хранятся журналы о прохождении осмотра, за подписью должностных лиц. Журналы являются доказательством реальности прохождения медицинского и технического осмотров. Поэтому в вопросе путевых листов и осмотров — вы защищены со всех сторон.
Отметим, что медосмотр в путевом листе обязателен только для сотрудников, принятых на работу в качестве водителей (ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ). Другим случаем проведения обязательных осмотров является работа, связанная с постоянным разъездами на служебном автомобиле (постановление Верховного суда от 19.12.2016 № 18-АД16-173). Не должен проходить медосмотры сотрудник, не работающий водителем и периодически использующий свой личный автотранспорт в интересах компании.
Отметим, что данные правила распространяются на все типы организаций. Медосмотр в путевом листе, если организация не автотранспортная, проставляется при наличии в компании указанных работников.
К сведению
Послерейсовые медицинские осмотры должны проводиться в отношении водителей, перевозящих пассажиров или опасные грузы (ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ). Их проводят (письмо Минтранса от 08.04.2019 ; Д3-531-ПГ):
- после рейса, если его продолжительность оказалась более одного дня;
- после последнего рейса, если в течение дня водитель совершает один рейс и более.
Организация проведения медицинских осмотров происходит за счет работодателя. Медосмотр в путевом листе 2019, если нет медицинского работника, может быть проставлен медицинским учреждением, с которым компания заключила договор. Важно, чтобы у медицинской организации была лицензия на медицинскую деятельность (п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ). За отсутствие отметки о проведении медосмотра, в случаях, когда он необходим, компанию могут оштрафовать.
Последствия использования путевого листа без отметки врача и механика
Использование путевого листа без отметки врача и механика может иметь серьезные последствия как для водителя, так и для организации, которая принимает на себя ответственность за безопасность перевозок.
1. Риски для водителя:
Если путевой лист не имеет отметки врача, это может означать, что водитель находится в состоянии, когда ему не рекомендована работа или управление транспортным средством. Это может быть связано с проблемами здоровья, усталостью или другими факторами, которые могут повлиять на его способность безопасно выполнять свои обязанности. В результате таких нарушений могут произойти дорожные происшествия, которые могут привести к травмам или гибели водителя, пассажиров или других участников дорожного движения.
2. Юридические последствия:
Использование путевого листа без отметки врача и механика может привести к юридическим проблемам для организации, осуществляющей перевозки. В случае дорожного происшествия или проверки со стороны контролирующих органов, отсутствие соответствующих отметок может быть расценено как нарушение правил и предписаний перевозок, что может привести к штрафам и санкциям в отношении организации.
3. Угроза безопасности и репутации:
Если организация не соблюдает правила и требования использования путевых листов, это создает угрозу безопасности и может повредить ее репутации. Потеря доверия со стороны клиентов и общественности может иметь серьезные последствия для организации, включая утрату клиентов, ухудшение деловой репутации и снижение доходов.
Штраф за отсутствие путевого листа
Путевой лист подтверждает маршрут следования ТС, его техническую исправность, способность водителя управлять авто.
Документ могут проверить представители Минтранса, ГИБДД, Роструда и Росздравнадзора. Если его нет — штраф за отсутствие путевого листа грозит как водителю, так и организации. Его размер варьируется от 500 до 30 000 рублей.
Кроме того, путевые листы проверяют сотрудники трудовой инспекции и ИФНС, по ним они отслеживают соблюдение работодателем норм трудового законодательства, правильность начисления зарплаты и соблюдение норм списания ГСМ.
На практике получается так: в дороге могут потребовать права, регистрационные документы и документы на право владения, пользования, распоряжения ТС.
Таким образом, у водителя могут спросить полис ОСАГО, путевой лист, разрешительные документы на перевозимый груз. Например, разрешение нужно для перевозки лома или отхода цветных металлов. Если водитель не указан в полисе ОСАГО, лучше выписать ему доверенность.
Как мы организуем предрейсовые осмотры:
Заключаете договор на 3 месяца с лицензированной медицинской организацией, у которой в штате есть сертифицированный механик.
Стоимость договора на 3 месяца 6000 рублей. Это всего лишь 2000 ₽ в месяц за легальные действия.
Оплата производится с расчетного счета ИП и платежное поручение прикладывается к договору. Это необходимо для доказательства в МАДИ, в случае ареста автомобиля.
Также ведутся и хранятся журналы о прохождении осмотра, за подписью должностных лиц. Журналы являются доказательством реальности прохождения медицинского и технического осмотров. Поэтому в вопросе путевых листов и осмотров — вы защищены со всех сторон.
Отметим, что медосмотр в путевом листе обязателен только для сотрудников, принятых на работу в качестве водителей (ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ). Другим случаем проведения обязательных осмотров является работа, связанная с постоянным разъездами на служебном автомобиле (постановление Верховного суда от 19.12.2016 № 18-АД16-173). Не должен проходить медосмотры сотрудник, не работающий водителем и периодически использующий свой личный автотранспорт в интересах компании.
Отметим, что данные правила распространяются на все типы организаций. Медосмотр в путевом листе, если организация не автотранспортная, проставляется при наличии в компании указанных работников.
К сведению
Послерейсовые медицинские осмотры должны проводиться в отношении водителей, перевозящих пассажиров или опасные грузы (ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ). Их проводят (письмо Минтранса от 08.04.2019 ; Д3-531-ПГ):
- после рейса, если его продолжительность оказалась более одного дня;
- после последнего рейса, если в течение дня водитель совершает один рейс и более.
Организация проведения медицинских осмотров происходит за счет работодателя. Медосмотр в путевом листе 2019, если нет медицинского работника, может быть проставлен медицинским учреждением, с которым компания заключила договор. Важно, чтобы у медицинской организации была лицензия на медицинскую деятельность (п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ). За отсутствие отметки о проведении медосмотра, в случаях, когда он необходим, компанию могут оштрафовать.