Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как отменить преференции 15 по аукциону. Национальный режим и преференции в госзакупках». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 01.01.2017 вступило в силу постановление от 16.09.2016 № 925, которое определяет национальный режим по 223-ФЗ и устанавливает приоритет товаров отечественного происхождения по отношению к иностранным при проведении закупочных процедур, за исключением закупки у единственного поставщика, с учетом положений генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.
Пример закупки товаров по преференциям организации инвалидов и УИС по 44-ФЗ
Списки постановлений содержат коды по классификатору ОКПД-2, для которого разработана специальная структура (пример ее приведен ниже для класса 13 «Текстиль и изделия текстильные»). Льготами могут пользоваться производители любых товаров из структуры кода.
Структура ОКПД2:
13 Класс «Текстиль и изделия текстильные» |
||||||
13.9 Подкласс «Изделия текстильные прочие» |
||||||
13.92 Группа «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)» |
||||||
13.92.1 Подгруппа «Изделия текстильные готовые для домашнего хозяйства» |
||||||
13.92.12 Вид «Белье постельное» |
||||||
13.92.12.110 Категория «Белье постельное из хлопчатобумажных тканей» |
||||||
13.92.12.114 Подкатегория «Комплекты постельного белья из хлопчатобумажных тканей» |
Что такое национальный режим
Цель заключается в поддержке экономических и производственных интересов страны, укреплении и мотивации внутреннего рынка, обозначении преимущественного положения российского производителя. Реализация осуществляется через применение национального режима при осуществлении закупок 44-ФЗ (ст. 14 закона о контрактной системе № 44-ФЗ). Часто используется равнозначный термин импортозамещение. Суть метода в том, чтобы предпринять меры по введению запретов или ограничений на ввоз ряда иностранных товаров, создать благоприятные условия допуска российских аналогов. Основанием для включения продукции в перечень российских товаров является заключение Минпромторга (ПП РФ № 719 от 17.07.2015).
Государственный орган, ответственный за импортозамещение, — это Министерство финансов (ч. 3, 4 44-ФЗ). Ранее национальный режим курировало Министерство экономического развития (МЭР). Минфином и Минэкономразвития разработаны дополняющие закон нормативно-правовые акты (НПА) с перечнями конкретной продукции и с указанием условий ее использования. Нацрежим в госзакупках выражается в форме запретов, ограничений и условий допуска иностранной продукции. С 2020 года правила применения национального режима сильно изменятся.
Как сейчас работают запреты
Закупка не допускается, за исключением случаев, если производство таких товаров в РФ и ЕАЭС отсутствует. Если подана заявка на участие о поставке иностранных товаров, заказчик отклоняет заявку при наличии аналогов.
Постановлениями правительства установлены запреты на допуск в отношении товаров, работ или услуг. Вот в каких из перечисленных ниже случаях заказчику следует руководствоваться правилами и ограничениями национального режима:
- закупка продуктов легкой промышленности;
- заказ машиностроительной продукции;
- приобретение программного обеспечения;
- госзаказ продукции для нужд обороны и безопасности;
- тендеры на мебель.
Все эти заказы подпадают под запрет в рамках национального режима. В нормативных актах правительства утверждаются не только запреты, но и исключения из указанного правила.
Что такое «преференция» в контрактном законодательстве?
Государство оказывает поддержку определенным участникам торгов, которая изложена в виде, так называемых, преференций в тексте 44-ФЗ. Причем, отдельной статьи в Федеральном законе, в которой были бы собраны все виды преимуществ для всех групп участников, не существует.
Льготные условия положены 3 группам участников, требования к которым указаны в разных положениях 44-ФЗ:
1-я группа (ст.30 44-ФЗ) — субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации (СМП и СОНКО);
2-я группа (ст.28 44-ФЗ) — структуры уголовно-исполнительной системы (УИС);
3-я группа (ст.29 44-ФЗ) — союзы инвалидов.
Разберем глубже, какими преференциями могут пользоваться участники из названных групп.
Ограничения в закупках
Ограничение заключается в том, что при закупке определенных групп товаров, заявки участников, предлагающих продукцию иностранного производства, допускаются только в определенных случаях.
Список товаров, которые попадают под ограничения:
некоторые лекарственные препараты (ПП от 30.11.2015 № 1289) ;
отдельные виды радиоэлектронной продукции (ПП от 26.09.2016 N 968) ;
отдельные виды пищевых продуктов (ПП от 22.08.2016 № 832) .
Заявки, в которых предлагается данная продукция иностранного производства, могут быть допущены к участию, если, например, в РФ или государствах-членах ЕАЭС нет аналогов данного продукта (или такой производитель всего один) или, если на участие в закупке поданы заявки только с товарами иностранного производства.
Подробно об ограничениях участников закупки и условиях допуска для каждой из групп товаров, необходимо читать в соответствующих Постановлениях Правительства.
Когда и как применяется нацрежим
Нацрежим в закупках может быть реализован одним из следующих способов: запрет, ограничение зарубежных поставок или создание специальных условий допуска продукции к торгам. Рассмотрим каждую методику использования нацрежима более развернуто.
Первый способ подразумевает полный отказ от приобретения товаров зарубежного производства, кроме продукции, производство которой не осуществляется в ЕАЭС. К примеру:
- промтовары, используемые для нужд государства, оборонной отрасли, госбезопасности;
- компьютерный софт, аналоги которого разрабатывается в РФ;
- продукция машиностроительной отрасли — вагоны, локомотивы, тракторы, автомобили спецназначения, автоприцепы;
- радиоэлектронника (отдельные виды).
Второй метод подразумевает индивидуальные условия допуска товаров из-за рубежа или лимиты на закупки:
- пищевой и мебельной продукции, иных видов товаров;
- ортопедических приспособлений, оборудования для хирургических вмешательств и иных предметов медназначения;
- лекарственных препаратов, относящихся к важнейшим или находящихся в официальном списке необходимых по жизненным показателям.
На основании каких нормативов работает нацрежим
Правила применения национального режима по 44 фз определены в правительственных актах с реестрами товаров, на которые распространяет действие спецрежим. Документы диктуют условия допуска к госторгам, лимиты, устанавливают запреты.
Когда объект госзакупки относится к продуктам производства, для которых применим национальный режим, в закупочной документации нужно указать следующее:
- Документ, нормирующий национальный режим.
- Список подтверждающей документации, что товар (объект закупки) произвели в одной из стран-участниц экономического Евроазиатского союза.
- Данные об ответственности поставщика за ложные данные о происхождении объекта госзакупки.
Ограничения в закупках
Ограничение заключается в том, что при закупке определенных групп товаров, заявки участников, предлагающих продукцию иностранного производства, допускаются только в определенных случаях.
Список товаров, которые попадают под ограничения:
некоторые лекарственные препараты (ПП от 30.11.2015 № 1289) ;
отдельные виды радиоэлектронной продукции (ПП от 26.09.2016 N 968) ;
отдельные виды пищевых продуктов (ПП от 22.08.2016 № 832) .
Заявки, в которых предлагается данная продукция иностранного производства, могут быть допущены к участию, если, например, в РФ или государствах-членах ЕАЭС нет аналогов данного продукта (или такой производитель всего один) или, если на участие в закупке поданы заявки только с товарами иностранного производства.
Подробно об ограничениях участников закупки и условиях допуска для каждой из групп товаров, необходимо читать в соответствующих Постановлениях Правительства.
Статьи ЗКС о преимуществах
Меры специального назначения в виде преимуществ введены в законе статьями 28-30. При определении поставщиков выделены четыре категории субъектов, на которые распространяются преимущества (ч. 4 ст. 27). Заказчик в своих хозяйственных расчетах обязан учитывать такие прерогативы у некоторых поставщиков. Право на преимущества (в соответствии с их требованием) имеют организации:
- уголовно-исполнительной системы (УИС).
- инвалидов (ОИ).
- малого предпринимательства (СМП).
- социальной некоммерческой ориентации (СОНКО).
За исключением закупки у единственного поставщика, заказчику вменено в обязанность устанавливать в извещении и документации преимущество до 15 процентов на цену контракта на основании действующих перечней продукции для УИС и ОИ. Если такое учреждение названо победителем, заказчик подтверждает договорную цену с учетом преференции без превышения начального (максимального) ограничения (НМЦК). Это определено в статьях 28, 29.
При этом перечень товаров, которые повлекут преимущества для УИС, утвержден правительственным постановлением от 14.07.2014 N 649 в редакции ПП от 04.02.2016 N 63).
Аналогичным образом преференции инвалидам по 44 фз постановление правительстваутвердило 15.04.2014.
При проведении процедур у СМП и СОНКО для заказчика определена граница свыше 15 процентов общегодового совокупного размера его приобретений и установлен предельный размер цены контракта в 20 миллионов рублей. Подобные закупки осуществляются в форме:
- конкурсов: открытых, с ограничением участия, двухэтапных;
- аукционов;
- запросов котировок и предложений.
На основании ч. 3 ст. 30 в этом случае в извещении заявлено ограничение для иных участников закупок. Для СМП и СОНКО требуется задекларировать свою принадлежность.
При соблюдении ч. 5 ст. 30 имеется правовая возможность в условиях закупки установить допуск для субъектов, которые не принадлежат к этим привилегированным категориям. Тогда для них возникает задача привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из СМП, СОНКО. Такие закупки также учитываются в установленном для заказчика объеме обязательств.
Правительство может устанавливать типовые договорные условия при привлечении к исполнению субъектов по ст. 30. На основании ч. 8 данной статьи, в контракт с субъектом СМП или СОНКО включается обязательное условие об оплате при завершении исполнения, либо отдельно сданного этапа, в срок не более 15 рабочих дней с даты подписания документа о приемке (ч. 7 ст. 94).
Согласно Приказу МЭР № 155 от 25.03.2014, при закупке из перечня к участию в процедуре определения поставщика допускаются все . Но те из них, которые содержат предложение о поставке отечественного товара или производства стран евразийского союза, получают ценовое преимущество, по сравнению с предлагающими иностранную продукцию.
В зависимости от способа закупки различен и механизм применения преимуществ.
Если проводится , и , то преимущество предоставляется при рассмотрении и оценке по критерию « ». , которая содержит предложение о поставке продукции, произведенной на территории государств — членов ЕАЭС, оценивается с применением понижающего 15 % коэффициента. При этом контракт заключается по предложенной участником стоимости.
Национальный режим при осуществлении закупок по 44-ФЗ
Национальный режим в госзакупках — это правила, применяемые к товарам (работам, услугам), которые произведены на территории иностранного государства.
Применение национального режима при осуществлении закупки базируется на выполнении правил, сформированных для следующих целей:
- поддержка российских производителей;
- поддержка стран — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС);
- запрет на иностранную продукцию двойного назначения;
- развитие российской экономики в целом;
- поддержание обороноспособности страны;
- обеспечение национальной безопасности.
Национальный режим (44-ФЗ ) действует в трех основных формах:
- запреты;
- ограничения;
- условия допуска (преференции).
Национальный режим по 223-ФЗ
Вступившее в силу с 01.01.2017 года Постановление от 16 сентября 2016 г. № 925 устанавливает для закупок по 223-ФЗ приоритет на товары (работы, услуги) отечественного происхождения по отношению к иностранным, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Приоритет устанавливается с учетом Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 .
В случае проведения конкурса, запроса котировок или запроса предложений оценка производится в пользу товаров из РФ, цена которых при сопоставлении с иностранной продукцией снижается на 15%, при этом договор заключается по той цене, которая изначально предложена участником в заявке.
В случае проведения электронного аукциона, если победителем становится поставщик товара иностранного происхождения, то договор с ним заключается по цене, сниженной на 15% от предложенной им цены.
В национальном режиме по 44-ФЗ на иностранные товары установлены запреты, ограничения и условия допуска, а нормы 223-ФЗ устанавливают только приоритеты для изделий из РФ, которые отражаются на критериях оценки или цене договора, а заявки поставщиков иностранной продукции не отклоняются.
Национальный режим — это ряд правил и ограничений, которые применяются при закупках, для создания наиболее благоприятных условий для поставщиков российских товаров (работ, услуг) и ТРУ произведенных на территории государств-членов ЕАЭС (Евразийского экономического союза).
продукты легкой промышленности (ПП от 11.08.2014 № 791) ;
товары, имеющие оборонное значение (ПП от 14.01.2017 № 9) ;
Если при проведении тендера подана заявка, где предлагается поставка товаров из вышеуказанного списка иностранного производства, то она должна быть отклонена заказчиком.
Как предоставить преимущества учреждениям и предприятиям УИС
Предоставьте преимущества учреждениям и предприятиям УИС, если закупаете товар из Перечня N 649.
При сравнении товаров, которые вы закупаете, с товаром из Перечня руководствуйтесь прежде всего наименованием, а не кодом ОКПД2 (Письмо Минфина России от 24.11.2017 N 24-06-01/78878). Например, в Перечне код 10.51.52.120 — это сметана, а в Классификаторе — это код ацидофилина. Установить преимущество нужно при закупке сметаны.
Обратите внимание: хотя вы и не обязаны формировать закупку только из товаров в этом перечне, лучше все же закупать их отдельно от других товаров. Иначе вас могут оштрафовать на 3 тыс. руб. (Письмо Минэкономразвития России от 07.12.2015 N Д28и-3549, Решение Карельского УФАС России от 20.01.2017, Решение Челябинского УФАС России от 09.08.2016 по делу N 156СО-ВП/2016, Постановление Мордовского УФАС России от 22.10.2015 по делу N 370).
Чтобы предоставить преимущество:
- включите в извещение и документацию, что учреждениям (предприятиям) УИС предоставлено преимущество до 15% к предложенной цене, но не более НМЦК.
Также укажите, что участник, который претендует на преимущество, должен в заявке предоставить требование в произвольной форме (п. 2 Постановления N 649);
- рассмотрите заявки.
К организациям УИС относятся: ФГУП УИС, учреждения, исполняющие наказания, территориальные органы уголовно-исполнительной системы и другие организации (ст. ст. 5, 19 Федерального закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»). Чтобы определить, что учреждение (предприятие) относится к УИС, посмотрите информацию в выписке из ЕГРЮЛ или в уставных документах;
- при заключении контракта с такой организацией увеличьте предложенную ею цену на 15%, но не более чем НМЦК. Если победитель уклонился, а второй участник — тоже предприятие УИС, то заключите контракт с учетом преимуществ (п. п. 3, 4 Постановления N 649).
Национальный режим — это ряд правил и ограничений, которые применяются при закупках, для создания наиболее благоприятных условий для поставщиков российских товаров (работ, услуг) и ТРУ произведенных на территории государств-членов ЕАЭС (Евразийского экономического союза).
Исключения в предоставлении преференции по 223-ФЗ
Как и в 44 ФЗ, для закупок по 223-ФЗ существуют исключения, в которых условия приоритета для российских ТРУ не применяется:
Закупка признана не несостоявшейся (договор заключается с единственным поставщиком).
В заявке на участие не содержится предложение ТРУ российского происхождения.
В заявке на участие не содержится предложение ТРУ иностранного производства.
В заявке на участие в конкурсе (или подобном способе закупки) предлагаются ТРУ как российского производства, так и иностранного, где стоимость первых составляет менее 50% . Т.е. в случаях, когда большая часть ТРУ в заявке иностранного производства — приоритет для них не предоставляется.
В заявке на участие в аукционе (или аналогичной форме закупки) предлагаются одновременно ТРУ российского и иностранного производства, и стоимость российских товаров (работ или услуг выполняемых российскими лицами) составляет более 50% . Если выиграет поставщик с таким предложением, то контракт будет заключен по предложенной стоимости, без уменьшения стоимости на 15%.
Приоритет товаров Российского происхождения устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле и Договора о Евразийском экономическом союзе.
Таким образом, преференции как в 44 ФЗ, так и в 223 ФЗ направлены на поддержание российских производителей (а также стран ЕАЭС) и развитие российской экономики. Подобные условия позволяют получить значительные льготы при продаже отечественных товаров государственным заказчикам.
Импортозамещение в системе государственных закупок по 44-фз
Внимание
Товарные списки часто менялись, относительно некоторых категории товаров принимались отдельные решения. В 2014 году с началом санкционной войны Минэкономразвития издало приказ о целом списке товаров, которые должны при госзакупках иметь 15% преференцию, если они произведены в Таможенном союзе. В 2015 году Минэкономразвития распространило 15% преференции на IT-товары, выставляемые на тендеры для органов государственной власти.
Относился этот приказ к микросхемам, ноутбукам, разнообразным «вычислительным машинам» и комплектующим. Отдельными решениями осуществлялась поддержка отечественных производителей лекарственных препаратов. Меры по снижению доли импортных товаров и услуг на российском рынке были приняты также в рамках стратегии импортозамещения.
Каковы условия предоставления преференции по 44-фз?
Преимуществами в госзакупках пользуются только СОНКО, учрежденные не госорганами или муниципалитетами.Предлагать к поставке товары российского производства вправе любой участник закупки — юридическое или физическое лицо. Какие документы требуется представить в заявке Преференции можно предусматривать при любом виде закупок (кроме контрактов, заключаемых с единственным поставщиком по статье 93 ФЗ-44). При этом в документации должен быть точный перечень документов, которые предоставляет участник закупки при подаче своей заявки, а также ее форма (при наличии).
В составе заявки должны быть приложены:
- При участии в торгах учреждений УИС- требование в произвольной форме о предоставлении преимущества (постановление № 649);
- От организации инвалидов необходимо заявление (декларация) о ее соответствии ч. 2 ст.
Преференции и приказ МЭР № 155 от 25.03.2014
Закон о контрактной системе позволяет создать благоприятные условия для поставки товаров отечественного производства. Для этого поставщикам, которые предлагают к закупке российскую продукцию, дают преференции.
Льготный режим предусмотрен для членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В него входят Россия, Белоруссия, Армения, Киргизия, Казахстан.
Условия допуска определяет Приказ Минэкономразвития 155 от 25.03.2014. Перечень продукции, на которую распространяется действие преференций, включает, в том числе:
- продукты питания;
- лекарственные средства;
- офисную
- компьютерное оборудование и прочее.
155 Приказ Минэкономразвития в 2019 году не утратил силу, не отменен и продолжает применяться, хотя полномочия федерального органа исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок переданы Минфину.