- Льготы

Как отменить преференции 15 по аукциону. Национальный режим и преференции в госзакупках

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как отменить преференции 15 по аукциону. Национальный режим и преференции в госзакупках». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


С 01.01.2017 вступило в силу постановление от 16.09.2016 № 925, которое определяет национальный режим по 223-ФЗ и устанавливает приоритет товаров отечественного происхождения по отношению к иностранным при проведении закупочных процедур, за исключением закупки у единственного поставщика, с учетом положений генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

Пример закупки товаров по преференциям организации инвалидов и УИС по 44-ФЗ

Списки постановлений содержат коды по классификатору ОКПД-2, для которого разработана специальная структура (пример ее приведен ниже для класса 13 «Текстиль и изделия текстильные»). Льготами могут пользоваться производители любых товаров из структуры кода.

Структура ОКПД2:

13 Класс «Текстиль и изделия текстильные»

13.9 Подкласс «Изделия текстильные прочие»

13.92 Группа «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)»

13.92.1 Подгруппа «Изделия текстильные готовые для домашнего хозяйства»

13.92.12 Вид «Белье постельное»

13.92.12.110 Категория «Белье постельное из хлопчатобумажных тканей»

13.92.12.114 Подкатегория «Комплекты постельного белья из хлопчатобумажных тканей»

Что такое национальный режим

Цель заключается в поддержке экономических и производственных интересов страны, укреплении и мотивации внутреннего рынка, обозначении преимущественного положения российского производителя. Реализация осуществляется через применение национального режима при осуществлении закупок 44-ФЗ (ст. 14 закона о контрактной системе № 44-ФЗ). Часто используется равнозначный термин импортозамещение. Суть метода в том, чтобы предпринять меры по введению запретов или ограничений на ввоз ряда иностранных товаров, создать благоприятные условия допуска российских аналогов. Основанием для включения продукции в перечень российских товаров является заключение Минпромторга (ПП РФ № 719 от 17.07.2015).

Государственный орган, ответственный за импортозамещение, — это Министерство финансов (ч. 3, 4 44-ФЗ). Ранее национальный режим курировало Министерство экономического развития (МЭР). Минфином и Минэкономразвития разработаны дополняющие закон нормативно-правовые акты (НПА) с перечнями конкретной продукции и с указанием условий ее использования. Нацрежим в госзакупках выражается в форме запретов, ограничений и условий допуска иностранной продукции. С 2020 года правила применения национального режима сильно изменятся.

Как сейчас работают запреты

Закупка не допускается, за исключением случаев, если производство таких товаров в РФ и ЕАЭС отсутствует. Если подана заявка на участие о поставке иностранных товаров, заказчик отклоняет заявку при наличии аналогов.

Постановлениями правительства установлены запреты на допуск в отношении товаров, работ или услуг. Вот в каких из перечисленных ниже случаях заказчику следует руководствоваться правилами и ограничениями национального режима:

  • закупка продуктов легкой промышленности;
  • заказ машиностроительной продукции;
  • приобретение программного обеспечения;
  • госзаказ продукции для нужд обороны и безопасности;
  • тендеры на мебель.

Все эти заказы подпадают под запрет в рамках национального режима. В нормативных актах правительства утверждаются не только запреты, но и исключения из указанного правила.

Что такое «преференция» в контрактном законодательстве?

Государство оказывает поддержку определенным участникам торгов, которая изложена в виде, так называемых, преференций в тексте 44-ФЗ. Причем, отдельной статьи в Федеральном законе, в которой были бы собраны все виды преимуществ для всех групп участников, не существует.

Льготные условия положены 3 группам участников, требования к которым указаны в разных положениях 44-ФЗ:

1-я группа (ст.30 44-ФЗ) — субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации (СМП и СОНКО);

2-я группа (ст.28 44-ФЗ) — структуры уголовно-исполнительной системы (УИС);

3-я группа (ст.29 44-ФЗ) — союзы инвалидов.

Разберем глубже, какими преференциями могут пользоваться участники из названных групп.

Ограничения в закупках

Ограничение заключается в том, что при закупке определенных групп товаров, заявки участников, предлагающих продукцию иностранного производства, допускаются только в определенных случаях.

Читайте также:  Какие документы нужны для получения паспорта ЛНР в 2024 году

Список товаров, которые попадают под ограничения:

    некоторые лекарственные препараты (ПП от 30.11.2015 № 1289) ;

    отдельные виды радиоэлектронной продукции (ПП от 26.09.2016 N 968) ;

    отдельные виды пищевых продуктов (ПП от 22.08.2016 № 832) .

Заявки, в которых предлагается данная продукция иностранного производства, могут быть допущены к участию, если, например, в РФ или государствах-членах ЕАЭС нет аналогов данного продукта (или такой производитель всего один) или, если на участие в закупке поданы заявки только с товарами иностранного производства.

Подробно об ограничениях участников закупки и условиях допуска для каждой из групп товаров, необходимо читать в соответствующих Постановлениях Правительства.

Когда и как применяется нацрежим

Нацрежим в закупках может быть реализован одним из следующих способов: запрет, ограничение зарубежных поставок или создание специальных условий допуска продукции к торгам. Рассмотрим каждую методику использования нацрежима более развернуто.

Первый способ подразумевает полный отказ от приобретения товаров зарубежного производства, кроме продукции, производство которой не осуществляется в ЕАЭС. К примеру:

  • промтовары, используемые для нужд государства, оборонной отрасли, госбезопасности;
  • компьютерный софт, аналоги которого разрабатывается в РФ;
  • продукция машиностроительной отрасли — вагоны, локомотивы, тракторы, автомобили спецназначения, автоприцепы;
  • радиоэлектронника (отдельные виды).

Второй метод подразумевает индивидуальные условия допуска товаров из-за рубежа или лимиты на закупки:

  • пищевой и мебельной продукции, иных видов товаров;
  • ортопедических приспособлений, оборудования для хирургических вмешательств и иных предметов медназначения;
  • лекарственных препаратов, относящихся к важнейшим или находящихся в официальном списке необходимых по жизненным показателям.

На основании каких нормативов работает нацрежим

Правила применения национального режима по 44 фз определены в правительственных актах с реестрами товаров, на которые распространяет действие спецрежим. Документы диктуют условия допуска к госторгам, лимиты, устанавливают запреты.

Когда объект госзакупки относится к продуктам производства, для которых применим национальный режим, в закупочной документации нужно указать следующее:

  1. Документ, нормирующий национальный режим.
  2. Список подтверждающей документации, что товар (объект закупки) произвели в одной из стран-участниц экономического Евроазиатского союза.
  3. Данные об ответственности поставщика за ложные данные о происхождении объекта госзакупки.

Ограничения в закупках

Ограничение заключается в том, что при закупке определенных групп товаров, заявки участников, предлагающих продукцию иностранного производства, допускаются только в определенных случаях.

Список товаров, которые попадают под ограничения:

    некоторые лекарственные препараты (ПП от 30.11.2015 № 1289) ;

    отдельные виды радиоэлектронной продукции (ПП от 26.09.2016 N 968) ;

    отдельные виды пищевых продуктов (ПП от 22.08.2016 № 832) .

Заявки, в которых предлагается данная продукция иностранного производства, могут быть допущены к участию, если, например, в РФ или государствах-членах ЕАЭС нет аналогов данного продукта (или такой производитель всего один) или, если на участие в закупке поданы заявки только с товарами иностранного производства.

Подробно об ограничениях участников закупки и условиях допуска для каждой из групп товаров, необходимо читать в соответствующих Постановлениях Правительства.

Статьи ЗКС о преимуществах

Меры специального назначения в виде преимуществ введены в законе статьями 28-30. При определении поставщиков выделены четыре категории субъектов, на которые распространяются преимущества (ч. 4 ст. 27). Заказчик в своих хозяйственных расчетах обязан учитывать такие прерогативы у некоторых поставщиков. Право на преимущества (в соответствии с их требованием) имеют организации:

  • уголовно-исполнительной системы (УИС).
  • инвалидов (ОИ).
  • малого предпринимательства (СМП).
  • социальной некоммерческой ориентации (СОНКО).

За исключением закупки у единственного поставщика, заказчику вменено в обязанность устанавливать в извещении и документации преимущество до 15 процентов на цену контракта на основании действующих перечней продукции для УИС и ОИ. Если такое учреждение названо победителем, заказчик подтверждает договорную цену с учетом преференции без превышения начального (максимального) ограничения (НМЦК). Это определено в статьях 28, 29.

При этом перечень товаров, которые повлекут преимущества для УИС, утвержден правительственным постановлением от 14.07.2014 N 649 в редакции ПП от 04.02.2016 N 63).

Аналогичным образом преференции инвалидам по 44 фз постановление правительстваутвердило 15.04.2014.

При проведении процедур у СМП и СОНКО для заказчика определена граница свыше 15 процентов общегодового совокупного размера его приобретений и установлен предельный размер цены контракта в 20 миллионов рублей. Подобные закупки осуществляются в форме:

  • конкурсов: открытых, с ограничением участия, двухэтапных;
  • аукционов;
  • запросов котировок и предложений.

На основании ч. 3 ст. 30 в этом случае в извещении заявлено ограничение для иных участников закупок. Для СМП и СОНКО требуется задекларировать свою принадлежность.

При соблюдении ч. 5 ст. 30 имеется правовая возможность в условиях закупки установить допуск для субъектов, которые не принадлежат к этим привилегированным категориям. Тогда для них возникает задача привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из СМП, СОНКО. Такие закупки также учитываются в установленном для заказчика объеме обязательств.

Читайте также:  Установление инвалидности с 2024 года

Правительство может устанавливать типовые договорные условия при привлечении к исполнению субъектов по ст. 30. На основании ч. 8 данной статьи, в контракт с субъектом СМП или СОНКО включается обязательное условие об оплате при завершении исполнения, либо отдельно сданного этапа, в срок не более 15 рабочих дней с даты подписания документа о приемке (ч. 7 ст. 94).

Согласно Приказу МЭР № 155 от 25.03.2014, при закупке из перечня к участию в процедуре определения поставщика допускаются все . Но те из них, которые содержат предложение о поставке отечественного товара или производства стран евразийского союза, получают ценовое преимущество, по сравнению с предлагающими иностранную продукцию.

В зависимости от способа закупки различен и механизм применения преимуществ.

Если проводится , и , то преимущество предоставляется при рассмотрении и оценке по критерию « ». , которая содержит предложение о поставке продукции, произведенной на территории государств — членов ЕАЭС, оценивается с применением понижающего 15 % коэффициента. При этом контракт заключается по предложенной участником стоимости.

Национальный режим при осуществлении закупок по 44-ФЗ

Национальный режим в госзакупках — это правила, применяемые к товарам (работам, услугам), которые произведены на территории иностранного государства.

Применение национального режима при осуществлении закупки базируется на выполнении правил, сформированных для следующих целей:

  • поддержка российских производителей;
  • поддержка стран — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС);
  • запрет на иностранную продукцию двойного назначения;
  • развитие российской экономики в целом;
  • поддержание обороноспособности страны;
  • обеспечение национальной безопасности.

Национальный режим (44-ФЗ ) действует в трех основных формах:

  • запреты;
  • ограничения;
  • условия допуска (преференции).

Национальный режим по 223-ФЗ

Вступившее в силу с 01.01.2017 года Постановление от 16 сентября 2016 г. № 925 устанавливает для закупок по 223-ФЗ приоритет на товары (работы, услуги) отечественного происхождения по отношению к иностранным, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Приоритет устанавливается с учетом Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 .

В случае проведения конкурса, запроса котировок или запроса предложений оценка производится в пользу товаров из РФ, цена которых при сопоставлении с иностранной продукцией снижается на 15%, при этом договор заключается по той цене, которая изначально предложена участником в заявке.

В случае проведения электронного аукциона, если победителем становится поставщик товара иностранного происхождения, то договор с ним заключается по цене, сниженной на 15% от предложенной им цены.

В национальном режиме по 44-ФЗ на иностранные товары установлены запреты, ограничения и условия допуска, а нормы 223-ФЗ устанавливают только приоритеты для изделий из РФ, которые отражаются на критериях оценки или цене договора, а заявки поставщиков иностранной продукции не отклоняются.

Национальный режим — это ряд правил и ограничений, которые применяются при закупках, для создания наиболее благоприятных условий для поставщиков российских товаров (работ, услуг) и ТРУ произведенных на территории государств-членов ЕАЭС (Евразийского экономического союза).

продукты легкой промышленности (ПП от 11.08.2014 № 791) ;

товары, имеющие оборонное значение (ПП от 14.01.2017 № 9) ;

Если при проведении тендера подана заявка, где предлагается поставка товаров из вышеуказанного списка иностранного производства, то она должна быть отклонена заказчиком.

Как предоставить преимущества учреждениям и предприятиям УИС

Предоставьте преимущества учреждениям и предприятиям УИС, если закупаете товар из Перечня N 649.

При сравнении товаров, которые вы закупаете, с товаром из Перечня руководствуйтесь прежде всего наименованием, а не кодом ОКПД2 (Письмо Минфина России от 24.11.2017 N 24-06-01/78878). Например, в Перечне код 10.51.52.120 — это сметана, а в Классификаторе — это код ацидофилина. Установить преимущество нужно при закупке сметаны.

Обратите внимание: хотя вы и не обязаны формировать закупку только из товаров в этом перечне, лучше все же закупать их отдельно от других товаров. Иначе вас могут оштрафовать на 3 тыс. руб. (Письмо Минэкономразвития России от 07.12.2015 N Д28и-3549, Решение Карельского УФАС России от 20.01.2017, Решение Челябинского УФАС России от 09.08.2016 по делу N 156СО-ВП/2016, Постановление Мордовского УФАС России от 22.10.2015 по делу N 370).

Чтобы предоставить преимущество:

  • включите в извещение и документацию, что учреждениям (предприятиям) УИС предоставлено преимущество до 15% к предложенной цене, но не более НМЦК.

Также укажите, что участник, который претендует на преимущество, должен в заявке предоставить требование в произвольной форме (п. 2 Постановления N 649);

  • рассмотрите заявки.

К организациям УИС относятся: ФГУП УИС, учреждения, исполняющие наказания, территориальные органы уголовно-исполнительной системы и другие организации (ст. ст. 5, 19 Федерального закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»). Чтобы определить, что учреждение (предприятие) относится к УИС, посмотрите информацию в выписке из ЕГРЮЛ или в уставных документах;

  • при заключении контракта с такой организацией увеличьте предложенную ею цену на 15%, но не более чем НМЦК. Если победитель уклонился, а второй участник — тоже предприятие УИС, то заключите контракт с учетом преимуществ (п. п. 3, 4 Постановления N 649).
Читайте также:  Авансовые платежи по УСН в 2024 году сроки уплаты и порядок расчета

Национальный режим — это ряд правил и ограничений, которые применяются при закупках, для создания наиболее благоприятных условий для поставщиков российских товаров (работ, услуг) и ТРУ произведенных на территории государств-членов ЕАЭС (Евразийского экономического союза).

Исключения в предоставлении преференции по 223-ФЗ

Как и в 44 ФЗ, для закупок по 223-ФЗ существуют исключения, в которых условия приоритета для российских ТРУ не применяется:

    Закупка признана не несостоявшейся (договор заключается с единственным поставщиком).

    В заявке на участие не содержится предложение ТРУ российского происхождения.

    В заявке на участие не содержится предложение ТРУ иностранного производства.

    В заявке на участие в конкурсе (или подобном способе закупки) предлагаются ТРУ как российского производства, так и иностранного, где стоимость первых составляет менее 50% . Т.е. в случаях, когда большая часть ТРУ в заявке иностранного производства — приоритет для них не предоставляется.

    В заявке на участие в аукционе (или аналогичной форме закупки) предлагаются одновременно ТРУ российского и иностранного производства, и стоимость российских товаров (работ или услуг выполняемых российскими лицами) составляет более 50% . Если выиграет поставщик с таким предложением, то контракт будет заключен по предложенной стоимости, без уменьшения стоимости на 15%.

Приоритет товаров Российского происхождения устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле и Договора о Евразийском экономическом союзе.

Таким образом, преференции как в 44 ФЗ, так и в 223 ФЗ направлены на поддержание российских производителей (а также стран ЕАЭС) и развитие российской экономики. Подобные условия позволяют получить значительные льготы при продаже отечественных товаров государственным заказчикам.

Импортозамещение в системе государственных закупок по 44-фз

Внимание

Товарные списки часто менялись, относительно некоторых категории товаров принимались отдельные решения. В 2014 году с началом санкционной войны Минэкономразвития издало приказ о целом списке товаров, которые должны при госзакупках иметь 15% преференцию, если они произведены в Таможенном союзе. В 2015 году Минэкономразвития распространило 15% преференции на IT-товары, выставляемые на тендеры для органов государственной власти.

Относился этот приказ к микросхемам, ноутбукам, разнообразным «вычислительным машинам» и комплектующим. Отдельными решениями осуществлялась поддержка отечественных производителей лекарственных препаратов. Меры по снижению доли импортных товаров и услуг на российском рынке были приняты также в рамках стратегии импортозамещения.

Каковы условия предоставления преференции по 44-фз?

Преимуществами в госзакупках пользуются только СОНКО, учрежденные не госорганами или муниципалитетами.Предлагать к поставке товары российского производства вправе любой участник закупки — юридическое или физическое лицо. Какие документы требуется представить в заявке Преференции можно предусматривать при любом виде закупок (кроме контрактов, заключаемых с единственным поставщиком по статье 93 ФЗ-44). При этом в документации должен быть точный перечень документов, которые предоставляет участник закупки при подаче своей заявки, а также ее форма (при наличии).
В составе заявки должны быть приложены:

  • При участии в торгах учреждений УИС- требование в произвольной форме о предоставлении преимущества (постановление № 649);
  • От организации инвалидов необходимо заявление (декларация) о ее соответствии ч. 2 ст.

Преференции и приказ МЭР № 155 от 25.03.2014

Закон о контрактной системе позволяет создать благоприятные условия для поставки товаров отечественного производства. Для этого поставщикам, которые предлагают к закупке российскую продукцию, дают преференции.

Льготный режим предусмотрен для членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В него входят Россия, Белоруссия, Армения, Киргизия, Казахстан.

Условия допуска определяет Приказ Минэкономразвития 155 от 25.03.2014. Перечень продукции, на которую распространяется действие преференций, включает, в том числе:

  • продукты питания;
  • лекарственные средства;
  • офисную
  • компьютерное оборудование и прочее.

155 Приказ Минэкономразвития в 2019 году не утратил силу, не отменен и продолжает применяться, хотя полномочия федерального органа исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок переданы Минфину.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *