Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Идет ли в реанимации год за два на песию в Украине 2024 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для начала напомним, что произошло с пенсиями с 1 января. С начала года в Украине выросла минимальная зарплата – с 6700 до 7100 гривен. Из-за этого произошел перерасчет минимальных пенсий по возрасту для лиц старше 65 лет, имеющих полный стаж (30 лет — женщины и 35 лет — мужчины). В среднем пенсии с 1 января выросли всего на 35 гривен. Теперь средний размер пенсии по стране составляет 3585 гривен.
Найдут ли деньги на индексацию?
В январе Владимир Зеленский посетил Латвию, где признался, что без внешнего финансирования власти не могут в полном объеме обеспечить пенсионерам необходимые выплаты. Но пенсии платить нужно.
«Я сейчас не давлю на жалость, но мы не можем им этого не дать, это просто невозможно, потому что умрут старые люди, так и будет», – буквально сказал президент во время пресс-конференции.
Впрочем, украинские чиновники уверяют, что у нас есть ряд международных договоренностей, есть и определенные внутренние резервы. В частности, первый заместитель министра социальной политики Дарья Марчак сообщила не просто о предстоящей мартовской индексации, а даже назвала приблизительный процент, на который увеличатся пенсии. В целом, по ее мнению, правительство так хорошо повышает пенсии, что рост цен пожилые граждане не чувствуют.
Несколько видов белорусских пенсий
В Республике Беларусь можно выйти на пенсию по:
- Старости. По закону страны, женщины вправе закончить свою трудовую деятельность и ежемесячно получать материальное вознаграждение в 55 лет, мужчины в 60. В некоторых сферах возрастной порог ниже (сельское хозяйство, текстильная промышленность, транспортная сфера и т. д.).
- Потере кормильца. На данную выплату могут рассчитывать только те, кто является нетрудоспособным или несовершеннолетним.
- Инвалидности. Для тех, кто не является инвалидами с детства, важно иметь хотя бы небольшой стаж трудовой деятельности.
- Выслуге лет. Представители некоторых профессий становятся пенсионерами не по достижению определённого возраста, а по количеству лет, отработанных в сфере. Перечень профессий утверждён правительством страны.
- Заслугам перед страной. Данную преференцию получают обладатели званий, медалей и орденов.
Подробнее о пенсии в Беларуси узнайте из видео, представленном ниже.
Глубокий анализ рейтингов песен 2024 года
Год 2024 оказался богатым на новые и интересные музыкальные треки, которые завоевали сердца слушателей по всей Украине. В этом году песни были разнообразными как по жанрам, так и по исполнителям.
Систематический анализ рейтингов позволяет выявить популярные треки, которые заслуживают особого внимания. Одной из самых популярных песен 2024 года стала «Реанимация» исполнителя А. Караченцова. Этот трек не только завоевал лидирующие позиции в чартах, но и стал настоящим гимном для многих музыкальных любителей.
Однако, помимо «Реанимации», были и другие песни, которые также успели привлечь внимание публики. Треки, такие как «Год за два» и «На песню» стали настоящими хитами и получили высокие оценки в рейтинговых системах. Успех этих песен объясняется их эмоциональностью, качественными аранжировками и заразительными мелодиями.
Глубокий анализ рейтингов позволяет не только определить самые популярные песни, но и выявить тенденции и предпочтения слушателей. Он позволяет узнать, какие жанры наиболее востребованы, какие тексты и музыкальные аранжировки вызывают наибольший интерес, а также определить факторы успеха той или иной песни.
Рейтинги песен 2024 года отражают вкусы и предпочтения музыкальной аудитории Украины. Многообразие представленных треков позволяет каждому найти что-то на свой вкус. Однако, популярные и успешные песни обладают своими особенностями, которые делают их особенными и запоминающимися.
Таким образом, глубокий анализ рейтингов песен 2024 года позволяет лучше понять предпочтения слушателей и определить успешные треки, которые заслуживают особого внимания. Это позволяет музыкальной индустрии развиваться и создавать новые хиты, которые будут радовать слушателей и запоминаются на долгое время.
Льготная пенсия по возрасту по Списку №2
-
Подтверждение трудового стажа для назначения пенсии
-
Как оформить пенсию переселенцам из зоны АТО?
-
Перерасчет пенсии в Украине
-
Пенсии военным в Украине. Пенсия военнослужащих и участников боевых действий
-
Негосударственное пенсионное страхование
-
Пенсии в связи с потерей кормильца
-
Пенсия по инвалидности: условия, размеры, сроки
-
Что такое индексация пенсий, и каким образом ее должны проводить?
-
Пенсионная реформа в Украине
-
Временная помощь пенсионерам, не имеющим необходимого стажа для выплаты пенсии
-
Гарантии и льготы для инвалидов
-
Новый механизм начисления пенсий чернобыльцам
-
Государственная социальная помощь детям-инвалидам и инвалидам с детства: размеры, условия и порядок выплаты
-
Пенсионный стаж
В соответствии с п. Б) ст. 13 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» на льготных условиях имеют право на пенсию по возрасту, независимо от места последней работы, работники, занятые полный рабочий день на работах с вредными и тяжелыми условиями труда по списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, по результатам аттестации рабочих мест и при наличии определенного возраста и стажа после 21.08.92 г..
Так, с 1 апреля 2015 поэтапно меняется пенсионный возраст для женщин, которые будут выходить на пенсию на льготных условиях. Для тех, кто будет иметь право на пенсию по возрасту по списку №2 пенсионный возраст увеличивается с 50 до 55 лет. Повышение льготного пенсионного возраста для женщин будет происходить постепенно, до 2024 года – ежегодно на шесть месяцев.
Имеющийся «специальный» стаж на работах по Списку №2 – 10 лет, при этом общий стаж женщинам-не менее 25 лет. Для мужчин такая возможность возникает по достижении 55 лет, при этом нужно иметь стаж на указанных работах 12 лет и 6 мес. и при общем стаже работы не менее 30 лет. Поэтапно на шесть месяцев за год меняется общий стаж работы для назначения пенсий на льготных условиях (как для мужчин так и для женщин). При этом необходимая длительность льготного стажа остается без изменений.
Законодательством гарантировано право на льготную пенсию и тем лицам, которые имеют не менее половины установленного специального стажа, то есть, для мужчин – это не менее 6 лет и 3 мес., Для женщин – 5 лет работы с вредными и тяжелыми условиями труда по Списку № 2 . В таком случае льготные пенсии назначаются по уменьшению пенсионного возраста, установленного ст. 12 ЗУ «О пенсионном обеспечении» (для чел. – 60 г.., Для жен. – 55 лет.) На 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы – женщинам.
Рассмотрим на примере: у мужчины стаж работы по Списку №2 составляет 7 лет 6 мес., Право на назначение льготной пенсии у мужчины будет после достижения = 60 лет – (7 р.6м. / 2р.6 м.) = 60 г. – 3 р. = 57 лет.
Что такое Список №2 и как его применять?
Как уже было отмечено, право на льготную пенсию имеют те лица, производства, работы, профессии, должности которых предусмотрены Списком №2. При определении права на пенсию по возрасту на льготных условиях применяются Списки, действующие на период работы на соответствующих должностях или по профессиям независимо от даты их внесения в Списки при условии подтверждения документами соответствующих условий труда за время выполнения работы до 21.08.1992 г.. И по результатам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда после 21.08.1992 г.. Так, в настоящее время, есть несколько редакций Списков №2, каждый из которых действовал в определенное время, в частности:
- Список № 2, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР №1173, который действовал с 22 августа 1956 по 26 января 1996
- Список №2, утвержденный Постановлением КМ Украины №10, который действовал с 26 января 1991 года по 11 марта 1994
- Список №2, утвержденный Постановлением КМ Украины №162, действующий с 11 марта 1994 по 16 января 2003
- Список №2, утвержденный Постановлением КМ Украины №36, действующий с 16 января 2003 года и по сегодняшний день.
Таким образом, в зависимости от времени работы, нужно применять ту или иную редакцию Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых полный рабочий день дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях .
Для того, чтобы оформить льготную пенсию по возрасту необходимо собрать и подать в орган пенсионного фонда следующие документы:
- Заявление о назначении льготной пенсии по возрасту. Бланк заявления можно получить в органах пенсионного фонда или на их официальном сайте.
- Паспорт гражданина Украины, который в свою очередь удостоверяющий личность, подтверждающий его возраст и место регистрации.
- Справку о присвоении идентификационного номера будущему пенсионеру. Если лицо по своим религиозным убеждениям отказалась от принятия идентификационного номера, нужно подать копию страницы паспорта с отметкой о том, что лицо имеет право осуществлять любые платежи без идентификационного номера.
- Документы о стаже. Основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка (ч. 1 ст. 62 ЗУ «О пенсионном обеспечении»). При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке отсутствуют необходимые записи или содержатся неправильные или неточные записи о периодах работы, для подтверждения трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, удостоверения, характеристики, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их выполнении и другие документы, содержащие сведения о периодах работы (п. 3 Постановления КМ Украины «Об утверждении Порядка подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней» №637 от 12.08.1993 г..).
В тех случаях, когда в трудовой книжке отсутствуют сведения, определяющие право на пенсию на льготных условиях по Списку №2, для подтверждения специального трудового стажа принимаются уточняющие справки предприятий, учреждений, организаций или их правопреемников. В частности, в такой справке должно быть указано:
- периоды работы, которые засчитываются в специальный стаж;
- профессия или должность; характер выполняемой работы;
- раздел, подраздел, пункт, наименование списков или их номера, куда включается этот период работы;
- первичные документы за время выполнения работы, на основании которых выдана указанная справка;
- данные о проведении аттестации рабочих мест.
- Копии приказа (ов) об аттестации соответствующего рабочего места (рабочих мест).
Порядок проведения аттестации рабочих мест утвержден Постановлением КМ Украины «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» №442 от 01.08.1992 г.. (Далее – Постановление №442), которое вступило в силу 21 августа 1992 В первую очередь обращаем внимание на то, что специальный стаж, полученный до 21 августа 1992 года не нужно подтверждать документами об аттестации рабочего места. Если стаж работы имеющийся после указанной даты применению подлежит указанное Постановление.
Так, согласно п. 4 Постановление №442 аттестация проводится аттестационной комиссией, состав и полномочия которой определяется приказом по предприятию, организации в сроки, предусмотренные коллективным договором, но не реже одного раза в 5 лет. Таким образом первая аттестация рабочих мест должна быть проведена не позднее 21 августа 1997, то есть, 5-ти лет с момента вступления в силу Постановления №442.
Если же аттестация была впервые проведена после 21 августа 1997, то в льготный стаж засчитывается время работы до 21 августа 1992 года, 5-летний период работы на предприятии, предшествующего дате издания приказа о результатах проведения аттестации и период в течение 5 лет. Например, первая аттестация на предприятии была проведена 20 сентября 1998. В таком случае при назначении льготной пенсии засчитывается стаж работы в 21.08.1992 г., время до вступления в силу постановления о проведении аттестации, далее с 20.09.1993 г.. и по 20.09.2003 г.., при этом стаж работы 21.08.1992 г.. по 20.09.1993р. не будет учитываться, поскольку он не подтвержден результатами аттестации.
Гарантийное письмо предприятий и организаций о перечислении средств на счет органов Пенсионного фонда Украины.
Справку о заработной плате лица за период страхового стажа до 1 июля 2000. Начиная с 1 июля 2000 индивидуальные сведения о застрахованном лице предоставляются отделом персонифицированного учета. Если предприятия, учреждения, организации ликвидированы или прекратили свое существование по другим причинам, то справки о заработной плате выдаются правопреемником этих предприятий, учреждений или организаций или архивными учреждениями.
В случаях, когда архивные учреждения не имеют возможности выдать справку по установленной форме с расшифровкой выплаченных сумм по видам заработка, они могут выдавать справки, отвечающие данным, имеющимся в архивных фондах, без соблюдения этой формы. Установления заработка для исчисления пенсии на основании свидетельских показаний не допускается. Выписка из штатного расписания о должностном окладе, профсоюзные билеты, билеты партий и движений, общественных объединений не могут служить документами, удостоверяющими фактический заработок для исчисления размера пенсии.
Документы о месте проживания (регистрации) лица. Это может быть паспорт, в котором содержатся сведения о регистрации лица, а также Справка уполномоченных органов с места жительства (регистрации), в том числе органов местного самоуправления. Иностранные граждане и лица без гражданства подают также копию вида на жительства (регистрации).
Обратите внимание, что документы, необходимые для назначения пенсии, могут быть представлены как в подлинниках, так и копиях, заверенных в нотариа��ьном порядке или администрацией предприятия, учреждения, организации, подающей документы заявителя для назначения пенсии, или органом, который назначает пенсию.
Ч. 1 ст. 13 Законом Украины о пенсионном обеспечении, пенсии по возрасту на льготных условиях по Списку № 1 назначаются при совокупности двух условий:
- при достижении определенного возраста – мужчинами 50 лет, женщинами – 45 лет;
- при наличии стажа работы в особо вредных и особо тяжелых условиях труда с занятостью – полный рабочий день. Для мужчин – 10 лет (или с пропорциональным снижением пенсионного возраста на 1 год за каждый год такой работы при наличии не менее половины необходимого льготного стажа — 5 лет), для женщин – 7 лет 6 месяцев (или с пропорциональным снижением пенсионного возраста на 1 год 4 месяца за каждый год такой работы при наличии не менее половины необходимого льготного стажа — не менее 3 лет 9 месяцев).
По Списку № 2 пенсии по возрасту на льготных условиях назначаются:
- при достижении мужчинами 55 лет, женщинами – 50 лет;
- при наличии стажа работы в особо вредных и особо тяжелых условиях труда с занятостью – полный рабочий день. Для мужчин – 12 лет 6 месяцев (или с пропорциональным снижением пенсионного возраста на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы – 6 лет 3 месяца), для женщин — 10 лет (или с пропорциональным снижением пенсионного возраста на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы при наличии не менее половины необходимого льготного стажа — 5 лет).
Частью 6 ст. 56 и ст. 55 Закона о пенсионном обеспечении предусмотрено, что при назначении пенсии на льготных условиях и пенсий за выслугу лет производится взаимный зачет периодов работы, при условии, что указанные работы дают право на пенсию на аналогичных или более льготных условиях.
Работа по Списку № 1 является более льготной, поэтому четыре года работы по Списку № 1 будут зачислены в льготный стаж по Списку № 2. Итак, льготный стаж по Списку № 2 составит 13 лет и человек будет иметь право на пенсию при достижении 55-летнего возраста.
Льготный стаж должен быть подтвержден за весь период работы справкой предприятия, после 21.08.1992 – приказом об аттестации рабочего места в соответствии с законодательством.
Пять лет работы во вредных и тяжелых условиях труда полный рабочий день, согласно законодательству Украины, не дает право на пенсию по возрасту на льготных основаниях по Списку № 2.
Согласно ч.1 ст.13 Закона Украины “О пенсионном обеспечении” основным условием выхода на пенсию по Списку № 2 для мужчин является наличие стажа работы во вредных и тяжелых условиях труда – 12 лет 6 месяцев (или не менее половины времени, а это 6 лет 3 месяца).
Класс опасности лакокрасочного материала устанавливается по классу опасности наиболее токсичного компонента, входящего в его состав.
Порядком № 383 предусмотрено, что данная профессия по классу опасности в этот период работы включена в Список № 2 (раздел ХХХІІІ) и дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях.
Для оформления пенсии необходимо иметь запись в трудовой книжке. В случае отсутствия сведений в трудовой книжке, определяющие право на пенсию на льготных условиях, для подтверждения специального трудового стажа следует предоставить справку предприятия (или правопреемника).
В справке должны быть указаны: периоды работы, засчитываемые в специальный стаж; профессия или должность; характер выполняемой работы; раздел, подраздел, пункт, наименование списков или их номера, куда включается этот период работы; первичные документы за время выполнения работы, на основании которых выдана такая справка.
В 2021 году ожидается немало обновлений для тех, кто вышел на пенсию или только это планирует. В нашей стране пенсионные выплаты по возрасту назначают в соответствии с законом “Об общеобязательном государственном страховании”, а также при соблюдении двух нюансов:
- наличие необходимого страхового стажа;
- достижения возраста 60 лет.
Если будущий пенсионер придет в Пенсионный фонд не позже 3 месяцев со дня достижения им необходимого возраста для получения пенсии, оплата будет назначена со следующего дня после достижения возраста выхода на отдых.
Часть пенсий в 2021 могут отменить: кого это касается
Несмотря на критику накопительной системы со стороны ФРУ (Федерации работодателей Украины) и некоторых экспертов, она необходима для Украины с ее «старением нации» и уменьшением количества населения. По прогнозам профильного комитета количество пенсионеров превысит количество тех, кто платит ЕСВ в фонд уже в 2040, а в 2050 их доля станет на 21% больше.
Да и гляньте сами как будет меняться возрастная структура населения Украины.
Пенсионную реформу в Украине пытаются осуществить уже несколько лет. Она предусматривает три этапа. Мы все еще на первом – этапе солидарной пенсии. Все работающие украинцы платят ЕСВ в Пенсионный фонд, из которого выплачивают пенсии нынешним пенсионерам. Это устаревшая модель, которая действует на постсоветском пространстве. Между тем в Северной Америке и Европе уже давно перешли на другие системы, среди которых самая популярная – система добровольных взносов.
Система добровольных взносов предполагает, что каждый ответственен за собственное будущее. Человек откладывает деньги на индивидуальный счет в негосударственные пенсионные фонды. Те в свою очередь занимаются инвестиционной деятельностью, чтобы через десятки лет те деньги, которые человек отложил, не съела инфляция. При достижении пенсионного возраста человек может получить все деньги сразу, разбить на фиксированные платежи в течение 5 – 10 лет или получать пенсию ежемесячно пожизненно.
Это то, к чему Украина идет. Но сначала нужно пройти переходный этап – накопительная пенсия, когда будут действовать одновременно две пенсии.
Украина взяла на себя обязательство продолжать пенсионную реформу в меморандуме с МВФ, в рамках которого нам должны предоставить 5 миллиардов долларов (2,1 миллиарда уже перечислили). В меморандуме также указали, что Украина не будет вводить новые льготы и пенсии, а также будет пытаться предотвратить увеличение количества пенсионеров.
Свои права на льготный выход на пенсию граждане и гражданки могут отстаивать уже сейчас. Примерный алгоритм следующий:
- собрать необходимые документы, подтверждающие выполнение условий выхода на пенсию по Закону № 1788-XII в редакции до 01.04.2015 года, и записаться на прием в орган ПФУ;
- составить заявление по форме 10 (электронное обращение, регистрируется в информационной системе ПФУ)
- в случае отказа следует обращаться в административный суд.
Однако судебная практика была противоречивой из-за наличия двух законов, одновременно регулируют данный вопрос (№ 1788-XII и № 1058-IV). Суды доходили противоположным выводам учитывая отличные подходы в решении коллизий:
- суды отказывали в иске, ведь КСУ не признавал неконституционным закон о пенсионном страховании № 1058-IV. По мнению суда, именно этот закон является приоритетным, поскольку он принят позже;
- суды удовлетворяли иск, считая, что при наличии коллизий следует с учетом практики Евросуда применять более благоприятную норму.
Представляется, что второй подход выражает сущность социального государства и основывается на принципе правовой определенности. Но даже судьи, стали на сторону ПФУ, считают, что лица, которые выполнили условия выхода на пенсию по старому закону, но к 11 октября 2017 (дата вступления в силу изменений в Закон № 1058-IV), имеют право на пенсию.
Становясь на сторону работников, суды, как правило, признавали неправомерным решение ПФУ и отменяли его, а также обязывали ПФУ (1) повторно рассмотреть обращение с применением показателя возрастного ценза в 45 лет, или (2) просто назначить пенсию по возрасту на льготных условиях. Как видим, формулировки отличаются, но суть выбранного способа защиты похожа.
Положить конец хаосу помогла бы позиция Верховного Суда, но пока узнать ее невозможно. 12 августа Кассационный суд в составе ВС отказал в открытии кассационного производства жители Донецкой области, поскольку дело является незначительной и просмотр ее в высшей инстанции не предусмотрено. Отметим, что статья 328 Кодекса административного судопроизводства Украины позволяет кассационный пересмотр дела, если она представляет значительный общественный интерес. Косвенно это указывает на то, что должного внимания к этой теме нет. Однозначно можно утверждать следующее: решения судеб шахтерок и других работниц в судах вряд ли снизит градус социального напряжения.
Пенсия по Списку №2 назначается мужчинам не в 60 лет, а в 55 лет при наличии 30 лет стажа, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев составляет работа во вредных условиях. Это предусмотрено пунктом «б» статьи 13 Закона Украины «О пенсионном обеспечении». В вашем случае наличие необходимого льготного стажа не подтверждается. Возможно, на предприятии не была своевременно проведена аттестация рабочих мест. Точные причины, по которым вам не хватило всего одного месяца льготного стажа, нам не известны.
В то же время, если нет 12 лет и 6 месяцев льготного стажа, но есть хотя бы 6 лет и 3 месяца, то за каждые 2 года и 6 месяцев работы по Списку №2 пенсионный возраст у мужчин снижается на 1 год. В вашем случае при наличии 10 полных подтвержденных лет льготного стажа пенсионный возраст может быть снижен на 4 года. При таком раскладе право на пенсию наступает в 56 лет. Но в письме стоит вопрос о праве на пенсию в 54 года. Здесь становятся важны сведения о проживании в зоне усиленного радиологического контроля.
Статьей 55 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» предусмотрено снижение пенсионного возраста для лиц, которые работали или проживали на территориях радиоактивного загрязнения. В частности, речь идет о лицах, которые постоянно проживали или проживают, работали или работают в зоне усиленного радиологического контроля при условии, что они по состоянию на 1 января 1993 года прожили или отработали в этой зоне не менее 4 лет. Таким лицам пенсионный возраст снижается на 2 года и дополнительно на 1 год за 3 года проживания, работы, но не более 5 лет. Право на снижение пенсионного возраста в данном случае предоставляется только лицам, которые постоянно проживали или постоянно работали в указанной зоне с момента аварии по 31 июля 1986 года, независимо от времени проживания или работы в этот период. Из письма следует, что до 1993 года в Ладыжине вы прожили менее 4 лет. То есть речь о снижении пенсионного возраста в данном случае не идет.
Интересно, что в статье 55 есть пункт, согласно которому пострадавшим в результате аварии на ЧАЭС, имеющим необходимый стаж по Списку №2 (в вашем случае нужно 12 лет и 6 месяцев), возраст выхода на пенсию уменьшается дополнительно еще на 1 год. То есть по нормам чернобыльского закона есть основное снижение пенсионного возраста и дополнительное – за работу на льготных условиях, которая даже не связана с аварией на ЧАЭС. Но в вашем случае не подтверждается ни статус пострадавшего от указанной аварии, ни наличие полного льготного стажа по Списку №2.
***
В конечном итоге остается рассчитывать на назначение пенсии только в 56 лет, как указано в первой части нашего ответа. В крайнем случае можно пытаться выяснить, почему вам не засчитали один месяц льготного стажа, что лишает вас права выхода на пенсию в 55 лет. Но речь о выходе на пенсию в 54 года с учетом чернобыльского закона, судя по всему, не идет.
Сергей Коробкин, независимый консультант
При определении категории для предприятия обязательно учитываются все факторы трудового процесса, а именно химические, биологические и климатические условия. Размер пенсии у работника по выходу на заслуженный пенсионный отдых будет напрямую зависеть от коэффициента страховых взносов, которые работодатель уплачивал в Пенсионный фонд России. Бывают случаи, когда на предприятии с вредными условиями труда ведется черная бухгалтерия и заработная плата выдается исключительно в конверте. При таких условиях будущему пенсионеру, задействованному на работах с вредными условиями труда, не стоит рассчитывать на положенную повышенную льготную пенсию. Добиться справедливости будет гораздо труднее.
В конце сентября года Госдума приняла изменения в пенсионное законодательство, которыми закреплен общеустановленный пенсионный возраст: 65 лет — для мужчин и 60 лет — для женщин. После принятия закона об изменении пенсионного возраста у будущих пенсионеров возникло много вопросов, в том числе, останется ли право досрочного выхода на пенсию у некоторых категорий граждан. Льготная, или досрочная пенсия — это денежное довольствие, которое может выплачиваться человеку, не достигшему общеустановленного пенсионного возраста. Для назначения выплат должны быть соблюдены требования, которые с 1 января года не изменятся. На досрочную пенсию, как и раньше, могут рассчитывать:. Первое — это страховой стаж, или определенное количество лет, на протяжении которых из заработка работника должны были отчисляться страховые взносы работодателем. Второе — это трудовой стаж, или время, на протяжении которого человек работал по трудовому или гражданско-правовому договору.
Высокий уровень шума, наличие радиационного фона, большая вероятность травматизма, тяжелые условия труда провоцируют возникновение профессиональных заболеваний, потерю трудоспособности. Постановлением Правительства РФ оговорен перечень опасных работ, должностей, профессий, имеющих право досрочного заслуженного отдыха. Для них льготный выход на пенсию по вредности в 2021 году останется без изменений.
Правительство РФ приняло решение об изменении пенсионной системы, которое предполагает с 2021 г. повышение возраста выхода на пенсию. Сообщение вызвало бурное обсуждение, озабоченность, особенно среди лиц, планирующих выйти на заслуженный отдых в ближайшее время. Президент России 29.08.18 г. обратился к гражданам страны с инициативами по корректировке проекта пенсионной реформы.
До достижения 50 лет право на пенсию по возрасту на льготных условиях имеют женщины 1975 года и старше после достижения ими такого возраста:
- заявление установлено образца (уточняется либо у работника отдела кадров, либо у сотрудника ПФР, либо на сайте ПФР);
- паспорт гражданина РФ;
- справка, подтверждающая тяжелые условия труда (оформляется на предприятии);
- копия трудовой книжки, заверенная отделом кадров и руководителем;
- справка, подтверждающая отработанное время во вредных условиях труда;
- военный билет (для военнообязанных);
- дополнительные документы (справка об инвалидности, свидетельство о браке, разводе, рождении детей, диплом и т.д.).
Если у гражданина имеется в общей трудовой деятельности «вредный» стаж (работа в профессии из списков), то он вправе выйти на заслуженный отдых досрочно. За каждые 2,5 года, отработанных во «вредной» должности, дата выхода на госпенсию мужчину сокращается на 1 год. Так работа в профессии из второго списка в течение 5 лет и остальной стаж на простой работе гарантируют мужчине получение выплат на два года раньше.
Чтобы получать страховые пенсионные выплаты от государства, любой гражданин обязан выполнить ряд условий, которые разработаны и утверждены на законодательном уровне. Речь идет о страховой пенсии по старости, иные категории выплат сюда не относятся.
ВАЖНО! Особый стаж в должности, которую включает список льготных профессий для досрочной пенсии, не включает периоды работы в режиме неполного рабочего дня менее 80 % от общепринятых норм рабочего времени. То есть если вы работали на вредном производстве по совместительству, например, на 40 % времени, то такая работа в льготный «вредный» стаж не войдет.
- наличие полного трудового (страхового) стажа;
- достижение возраста, установленного законодательством;
- наличие требуемой продолжительности льготного стажа по вредности;
- накопление не менее 30 ИПК – индивидуальных пенсионных коэффициентов.
Правительство РФ приняло решение об изменении пенсионной системы, которое предполагает с 2021 г. повышение возраста выхода на пенсию. Сообщение вызвало бурное обсуждение, озабоченность, особенно среди лиц, планирующих выйти на заслуженный отдых в ближайшее время. Президент России 29.08.18 г. обратился к гражданам страны с инициативами по корректировке проекта пенсионной реформы.
Работникам, которые не имеют стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда, но имеют не менее половины стажа на указанных работах, при налички предусмотренного общего стажа работы пенсии по возрасту на льготных условиях назначаются с уменьшением пенсионного возраста, установленного абзацем первым части первой статьи 26 ЗаконаУкраины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»:
До достижения 50 лет право на пенсию по возрасту на льготных условиях имеют женщины 1975 года и старше после достижения ими такого возраста:
Списком № 2 (или «вторая сетка») определены производства и профессии для досрочного назначения пенсии по возрасту лицам, работавшим с тяжелыми условиями труда. Для определения права на досрочное пенсионное обеспечение допускается суммирование периодов работы, предусмотренных Списком № 1, к периодам трудовой деятельности по Списку № 2.
При этом работнику приходится доказывать сам факт нахождения предприятия в селе, так как данное обстоятельство не указывается в трудовой книжке. Если случай кажется сомнительным для сотрудников Пенсионного Фонда, тогда медработника просят предоставить справку из сельсовета или иного органа самоуправления населенного пункта, где он работал.
Документы о назначении пенсий рассматриваются органами пенсионного фонда не позднее 10 дней со дня их поступления. Уведомление об отказе в назначении пенсии с указанием причин отказа и порядка обжалования орган, который назначает пенсии, выдает или направляет предприятию, организации или заявителю не позднее 5 дней после вынесения соответствующего решения.
На практике нередки случаи, когда лицо обращается к своему работодателю с просьбой предоставить необходимые для назначения льготной пенсии документы, и у работодателей сразу же странным образом исчезают все необходимые документы. Говорить же о подаче заявления о назначении льготной пенсии через должностное лицо такого работодателя вообще не приходится. Что же делать в таком случае?
Четко разграничить, чем же отличается список 1 от списка 2 не так просто, не углубляясь в законодательные акты, так как многие профессии в них повторяются, что еще больше вводит в заблуждение неподготовленного и не имеющего ранее дела с подобными вопросами человека. Главным различием тут будет степень вреда и опасности для здоровья, организма и жизни работника.
В 2021 году ожидается немало обновлений для тех, кто вышел на пенсию или только это планирует. В нашей стране пенсионные выплаты по возрасту назначают в соответствии с законом “Об общеобязательном государственном страховании”, а также при соблюдении двух нюансов:
- наличие необходимого страхового стажа;
- достижения возраста 60 лет.
Если будущий пенсионер придет в Пенсионный фонд не позже 3 месяцев со дня достижения им необходимого возраста для получения пенсии, оплата будет назначена со следующего дня после достижения возраста выхода на отдых.
Согласно последним данным, в Украине предложили законопроект, предусматривающий изменение возраста выхода на пенсию для женщин. Авторы законопроекта, зарегистрированного в Верховной Раде «Слугами народа», полагают, что в 2011 году с женщинами обошлись несправедливо. А точнее, время выхода на пенсию не должно зависеть от даты рождения. Если внесенный законопроект будет одобрен, женщины станут пенсионерками намного раньше – в 55 лет. Однако, существует важное ограничение: это станет возможным лишь при отсутствии рабочего места, то есть одновременно работать и получать пенсию в 55 лет запретят.
Что касается мужского населения, в Украине к 2028 году примерно половина 60 летних мужчин смогут выйти на пенсию своевременно. Остальные из-за недостатка стажа будут работать до 63 либо 65 лет. Министерство социальной политики указало, что в 2028 году только 55% мужчин будут иметь необходимый стаж по годам. Оставшимся придется работать до 63 и 65 лет. Количество пенсионеров, которые не будут получать пенсии, будет ежегодно возрастать.
Важно различать пенсию по возрасту и пенсионные выплаты за выслугу лет. Таким образом, «возрастные» пенсионные выплаты привязаны сегодня к границе 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Но в ряде профессий пенсия предоставляется по выслуге лет.
Закон, который модернизирует пенсионную реформу в Украине и меняет пенсионный возраст, будет вводиться поэтапно.
Страховой стаж – важный момент, действующий в Украине с 2004 года. С этого периода он имеет немалое значение, а именно, сколько по времени и в каком объеме работодатель оплачивал страховые взносы в Пенсионный фонд, а не тот факт, сколько человек проработал в компании. Следует убедиться заранее, что вам будет достаточно страхового стажа, чтобы точно получать пенсию в старости. В ином случае его можно купить.
Страна | Мужчины | Женщины |
Россия | 60 | 55 |
Германия | 65 | 60 |
США | 65 | 60 |
Беларусь | 60 | 55 |
Польша | 65 | 60 |
Япония | 65 | 60 |
Франция | 67 | 67 |
Канада | 65 | 65 |
Казахстан | 63 | 58 |
На 10 млн работающего населения в стране приходится 12 млн пенсионеров. Это довольно большая разница, которая способствует дефициту в Пенсионном фонде. Поэтому государство вынуждено предпринимать решительные действия по уменьшению количества людей, зависимых от государственного пенсионного пособия.
В Америке и Европе за ближайшее тридцатилетие планируют перейти к пенсионному возрасту в 70 лет. Граждан пенсионного возраста всячески поощряют, чтобы они работали как можно дольше. Так в Японии, например, чем позже выходишь на заслуженный отдых, тем выше пенсия.
Пенсия зависит от минимальной зарплаты и не может быть меньше минимально установленного уровня. Это значит, что она автоматически будет повышаться с ростом этих показателей.
Льготы при выходе на пенсию по Списку № 2
Правительство РФ приняло решение об изменении пенсионной системы, которое предполагает с 2021 г. повышение возраста выхода на пенсию. Сообщение вызвало бурное обсуждение, озабоченность, особенно среди лиц, планирующих выйти на заслуженный отдых в ближайшее время. Президент России 29.08.18 г. обратился к гражданам страны с инициативами по корректировке проекта пенсионной реформы.
До достижения 50 лет право на пенсию по возрасту на льготных условиях имеют женщины 1975 года и старше после достижения ими такого возраста:
- заявление установлено образца (уточняется либо у работника отдела кадров, либо у сотрудника ПФР, либо на сайте ПФР);
- паспорт гражданина РФ;
- справка, подтверждающая тяжелые условия труда (оформляется на предприятии);
- копия трудовой книжки, заверенная отделом кадров и руководителем;
- справка, подтверждающая отработанное время во вредных условиях труда;
- военный билет (для военнообязанных);
- дополнительные документы (справка об инвалидности, свидетельство о браке, разводе, рождении детей, диплом и т.д.).
Если у гражданина имеется в общей трудовой деятельности «вредный» стаж (работа в профессии из списков), то он вправе выйти на заслуженный отдых досрочно. За каждые 2,5 года, отработанных во «вредной» должности, дата выхода на госпенсию мужчину сокращается на 1 год. Так работа в профессии из второго списка в течение 5 лет и остальной стаж на простой работе гарантируют мужчине получение выплат на два года раньше.
Чтобы получать страховые пенсионные выплаты от государства, любой гражданин обязан выполнить ряд условий, которые разработаны и утверждены на законодательном уровне. Речь идет о страховой пенсии по старости, иные категории выплат сюда не относятся.
ВАЖНО! Особый стаж в должности, которую включает список льготных профессий для досрочной пенсии, не включает периоды работы в режиме неполного рабочего дня менее 80 % от общепринятых норм рабочего времени. То есть если вы работали на вредном производстве по совместительству, например, на 40 % времени, то такая работа в льготный «вредный» стаж не войдет.
- наличие полного трудового (страхового) стажа;
- достижение возраста, установленного законодательством;
- наличие требуемой продолжительности льготного стажа по вредности;
- накопление не менее 30 ИПК – индивидуальных пенсионных коэффициентов.
Правительство РФ приняло решение об изменении пенсионной системы, которое предполагает с 2021 г. повышение возраста выхода на пенсию. Сообщение вызвало бурное обсуждение, озабоченность, особенно среди лиц, планирующих выйти на заслуженный отдых в ближайшее время. Президент России 29.08.18 г. обратился к гражданам страны с инициативами по корректировке проекта пенсионной реформы.
Свои права на льготный выход на пенсию граждане и гражданки могут отстаивать уже сейчас. Примерный алгоритм следующий:
- собрать необходимые документы, подтверждающие выполнение условий выхода на пенсию по Закону № 1788-XII в редакции до 01.04.2015 года, и записаться на прием в орган ПФУ;
- составить заявление по форме 10 (электронное обращение, регистрируется в информационной системе ПФУ)
- в случае отказа следует обращаться в административный суд.
Однако судебная практика была противоречивой из-за наличия двух законов, одновременно регулируют данный вопрос (№ 1788-XII и № 1058-IV). Суды доходили противоположным выводам учитывая отличные подходы в решении коллизий:
- суды отказывали в иске, ведь КСУ не признавал неконституционным закон о пенсионном страховании № 1058-IV. По мнению суда, именно этот закон является приоритетным, поскольку он принят позже;
- суды удовлетворяли иск, считая, что при наличии коллизий следует с учетом практики Евросуда применять более благоприятную норму.
Представляется, что второй подход выражает сущность социального государства и основывается на принципе правовой определенности. Но даже судьи, стали на сторону ПФУ, считают, что лица, которые выполнили условия выхода на пенсию по старому закону, но к 11 октября 2017 (дата вступления в силу изменений в Закон № 1058-IV), имеют право на пенсию.
Становясь на сторону работников, суды, как правило, признавали неправомерным решение ПФУ и отменяли его, а также обязывали ПФУ (1) повторно рассмотреть обращение с применением показателя возрастного ценза в 45 лет, или (2) просто назначить пенсию по возрасту на льготных условиях. Как видим, формулировки отличаются, но суть выбранного способа защиты похожа.
Положить конец хаосу помогла бы позиция Верховного Суда, но пока узнать ее невозможно. 12 августа Кассационный суд в составе ВС отказал в открытии кассационного производства жители Донецкой области, поскольку дело является незначительной и просмотр ее в высшей инстанции не предусмотрено. Отметим, что статья 328 Кодекса административного судопроизводства Украины позволяет кассационный пересмотр дела, если она представляет значительный общественный интерес. Косвенно это указывает на то, что должного внимания к этой теме нет. Однозначно можно утверждать следующее: решения судеб шахтерок и других работниц в судах вряд ли снизит градус социального напряжения.
- Регистрационные услуги для юридических лиц и ФЛП
- Лицензии / Разрешение
- Банкротство/Ликвидация
- Семейные дела
- Услуги адвоката
- Пенсионные услуги
- Миграционные услуги
- Юридическое обслуживание
В чем суть пенсионной реформы в Украине
Новые шаги по реформированию стали результатом партнерства Украины с МВФ (International Monetary Fund), с которым был заключен Меморандум о сотрудничестве. В соответствии с принятым документом, Правительство Украины должно предпринять ряд существенных шагов по реформированию пенсионной системы, разработав соответствующую законодательную базу и подготовив условия для администрирования. Как известно, пенсионное обеспечение является показателем благополучности общества и экономической устойчивости государства.
Именно эти условия способствовали разработке и принятию поправок в Закон о пенсиях, за которые проголосовали народные избранники 3 октября 2017 года.
В сфере социальной политики государство обязано заботиться о своих гражданах, достигших преклонного возраста или утративших способность продолжать трудовую деятельность. Эта забота должна заключаться в регулярной выплате пенсий, размер которой обеспечивает насущные потребности лиц преклонного возраста. Как дело обстоит на самом деле, — поговорим чуть позже, а пока перейдем к сути пенсионной реформы.
Реформирование заключается во внедрении трехуровневого пенсионного обеспечения, которое до настоящего дня состоит из солидарной системы и накопительной пенсии. Если первая часть пенсионной системы худо-бедно работает в стране, то накопительные пенсии практически остаются нереализованным сектором.
В планах Правительства Украины – запуск механизма солидарной пенсии в комплексе с добровольным пенсионным страхованием, которое должно стать неотъемлемой частью всей пенсионной системы в стране:
- солидарная система
- общая накопительная
- добровольная негосударственная накопительная
Смогла ли реформа решить проблемы пенсионной системы?
В украинском правительстве говорят, что прошлогодние нововведения позволили ликвидировать дисбаланс в пенсионной системе и повысить выплаты самым малообеспеченным гражданам страны.
Но это не совсем так. В гривнах пенсии выросли, но в долларовом выражении — снизились.
На начало этого года размер средней пенсии украинцев составлял 88,5 долларов, или же чуть меньше трети средней зарплаты по стране. Это значительно меньше, чем в «домайданные» 2013-2014 годы (184 доллара, или 45% от зарплаты и 190 долларов, или 44% от зарплаты соответственно).
Впрочем, размер пенсий постепенно растет. Для сравнения: в 2017 году, до начала второго витка пенсионного реформы, размер пенсии в долларовом выражении составил 67 долларов, или 26% от средней зарплаты.
Размер дефицита Пенсионного фонда Украины на 2018 год составляет примерно 140 млрд гривен (около 5 млрд долларов). А это уже около 40% доходов фонда (в 2011-м году — 15%).
Эксперты упоминают и о «скрытом» дефиците Пенсионного фонда — средствах, не выплаченных пенсионерам, проживающим на неподконтрольных Киеву территориях Донбасса.
Осенью 2014 года правительство Украины приостановило пенсионные выплаты этим людям. Во-первых, заявили тогда в Киеве, не существует безопасного способа доставить наличные средства на территорию самопровозглашенных республик Донбасса (украинские банки там не работают). Во-вторых, утверждали в правительстве, нет гарантии, что эти средства попадут в руки пенсионеров, а не «террористов», как в Киеве называют руководителей ДНР и ЛНР.
Внедрение накопительной составляющей пенсии
С 2025 года, в рамках пенсионной реформы, планируется внедрение накопительной составляющей пенсии с целью достижения определенного уровня пенсии. Эта мера была предложена в рамках стратегии развития пенсионной системы и направлена на обеспечение достойных условий для будущих пенсионеров. Смысл накопительной составляющей пенсии заключается в том, что каждый работник будет иметь возможность откладывать определенную сумму денег в индивидуальный пенсионный счет.
Накопительная составляющая пенсии представляет собой дополнительные пенсионные накопления, которые будут формироваться в течение рабочей жизни и использоваться для улучшения пенсионного обеспечения. Стратегия пенсионной реформы предусматривает, что до 50% пенсии будет формироваться за счет накоплений на индивидуальном пенсионном счете работника.
Планируемые изменения в пенсионной системе
Пенсионная реформа 2024 года предусматривает ряд изменений в пенсионной системе, направленных на улучшение ее эффективности и устойчивости. Согласно новым правилам, с 2023 года для выхода на пенсию в 60 лет требуется 30 лет стажа. Однако, с 2024 года это требование будет увеличено до 31 года. И далее, постепенно ужесточаться до 35 лет в 2028 году. Такие изменения в требованиях к стажу связаны с необходимостью обеспечения финансовой устойчивости пенсионной системы и учетом демографической ситуации в стране.
Одной из ключевых новаций, которая будет внедрена в рамках пенсионной реформы, является балльная система начисления пенсий. Это позволит уравнять выплаты пенсионерам, независимо от времени выхода на пенсию. Система будет основана на учете и оценке стажа работника, его заработной платы и других факторов. Такой подход позволит более справедливо распределять пенсионные выплаты и обеспечить более высокий уровень социальной защиты для пенсионеров.
Льготные пенсии украина 2 список
Если предприятия, учреждения, организации ликвидированы или прекратили свое существование по другим причинам, то справки о заработной плате выдаются правопреемником этих предприятий, учреждений или организаций или архивными учреждениями.
Кто имеет право на льготную пенсию? Какой нужно иметь стаж? Какие документы нужно собрать и куда их подавать? Что делать, если пенсионный фонд отказал в назначении льготной пенсии? На эти и другие вопросы можно получить ответы в этой статье. В соответствии с п. Так, с 1 апреля 2021 поэтапно меняется пенсионный возраст для женщин, которые будут выходить на пенсию на льготных условиях. Повышение льготного пенсионного возраста для женщин будет происходить постепенно, до 2024 года — ежегодно на шесть месяцев.
Закон украины о льготной пенсии
Пенсии за выслугу лет устанавливаются отдельным категориям граждан, занятых на работах, выполнение которых ведет к утрате профессиональной трудоспособности или пригодности до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту. То есть в данной норме говорится о работах, которые имеют непосредственное влияние на здоровье работника и могут привести к потери профессиональной трудоспособности (способности выполнять работу по профессии) до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту, а следовательно — к невозможности эффективно выполнять работу без ущерба для собственного здоровья и безопасность окружающих.
Ответ: для назначения пенсии по списку № 2 мужчинам необходимо 12 лет 6 мес. работы предусмотренной списком № 2 и 25 лет общего стажа. Если льготный стаж не выработан в полном объёме, отработано не менее половины необходимого стажа то за каждые 2 года 6. мес. работы по списку № 2 на 1 год сокращается пенсионный возраст. В льготный стаж по списку № 2 засчитывается только период стажа когда лицо работало полный рабочий день по специальности по списку № 2 и других работ не выполняло.
Новые законопроекты, обновления, связанные с пенсионным возрастом
На сегодняшний день в разработке находится законопроект, который должен изменить возраст выхода на пенсию представительниц прекрасной стати. Его предложили депутаты партии «Слуги народа», которые усомнились в справедливости установленного в 2011 году пенсионного возраста на отметке 60.
Если закон примут, женская часть населения сможет выходить на отдых в 55 лет, но только, если кандидатка на дотацию для пенсионеров не будет работать. Официально трудоустроенные женщины этого возраста не получат права на пенсию.
Если говорить о мужской половине населения, планируется, что в 2028 году только 1/2 из них выйдут на пенсию в 60-летнем возрасте. Другие будут вынуждены трудиться до 63-65 лет, так как им будет не хватать стажа. По прогнозам Министерства соцполитики, число таких пожилых людей (не получающих пенсию в 60) будет только расти.
Возраст пенсионеров Украины
На Украине установлен возрастной критерий для пенсионеров – 60 лет. Именно в этом возрасте мужская и женская часть населения могут претендовать на получение пенсионных выплат.
Власти Украины разработали ряд условий, при выполнении которых украинские граждане могут оформить пенсионные отчисления в более ранние сроки. К таким условиям относят:
- Общий стаж 30 лет среди женщин, из них трудовой стаж должен быть не меньше 15 лет.
- Потенциальная пенсионерка родилась в период с 1.04 по 30.09.1959, при этом не имеет официального места работы.
- Служащие, которые занимаются трудовой активностью по Списку № 1, 2 в соответствии со статьей 13 закона 1788- XII от 05.11.1991.
- Лилипуты и карлики при стаже 20 лет и 15 лет среди мужчин и женщин.
- Женщины, родившие более пяти детей, которым исполнилось 6 лет.
- Мать детей-инвалидов, если имеется стаж более 15 лет.
- Инвалиды детства 1 группы.
- Инвалиды по зрению.
- Граждане, которые принимали участие в военных действиях в Афганистане.
- Преподаватели, которые были рождены с января по июль 1966 года.
Как быть, если недостаточно страхового стажа?
Как отметил министр социальной политики Андрей Рева, если у человека нет 15 лет страхового стажа, это значит, что человек не платил взносы на свое страхование:
— Это его выбор, — отметил министр. – Но он не будет получать пенсию. Ему назначат социальную помощь, которая, скажем честно, ниже пенсионных выплат и будет выплачиваться только с 65 лет.
Кстати, социальная помощь от государства тем, кто не имеет права на пенсии, выплачивается и сейчас тем людям, у которых нет минимального стажа — 15 лет. Вместо пенсии они сегодня получают эту помощь с 63 лет.
Также на переходной период с 01 января 2018 года по 31 декабря 2020 года предусмотрена выплата временной государственная социальная помощь неработающим лицам, достигшим установленного пенсионного возраста, имеющим страховой стаж не менее 15 лет, но не получили права на пенсионную выплату — на период до приобретения права на пенсию по возрасту.
Такая помощь будет выплачиваться в размере прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность. То есть, в размере минимальной пенсии.
Впрочем, есть еще один важный нюанс: недостающий стаж можно будет «докупить». Но только два года – не больше. Так, закон предусматривает возможность заключить договор о добровольном участии в пенсионном страховании и уплатить одноразовый взнос.
Однако надо иметь ввиду, что при таком договоре, уплата взносов идёт в двойном размере. То есть, если сейчас минимальная сумма единого социального взноса (ЕСВ) за месяц составляет 704 гривны, то придется доплатить по 1 тысяче 408 гривен за каждый месяц.
Получите совет юриста за 15 минут!