- Правовые статьи

Оформление перевода иного движимого имущества в особо ценное в бюджетном учреждении.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оформление перевода иного движимого имущества в особо ценное в бюджетном учреждении.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

В методических указаниях о порядке применения форм первичных документов, утверждённых Приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н, отсутствует унифицированная форма для изменения категории основного средства с иного движимого на ОЦДИ или наоборот. Оформить такую операцию можно бухгалтерской справкой (ф. 0504833), отразив её в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов. Также может применяться накладная на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф. 0504102). Применение этого документа при перемещении основных средств в состав ОЦДИ нужно закрепить в учётной политике.

Как отражается стоимость ОЦДИ на счете 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем»?

В свою очередь, бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, которое находится у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение может распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено Законом о некоммерческих организациях.

В силу п. 116 Инструкции № 174н, п. 119 Инструкции № 183н для учета имущества, которым учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться, предназначен счет 0 210 06 000. Балансовая стоимость особо ценного имущества отражается на этом счете.

Корреспонденция по счету 0 210 06 000, приведенная в инструкциях № 174н, 183н, отличается от той, которая содержится в Письме Минфина РФ от 18.09.2012 № 02-06-07/3798. Письмо не является нормативным актом, в отличие от названных инструкций. По корреспонденции счетов, указанной в п. 116 Инструкции № 174н и п. 119 Инструкции № 183н, счет 0 210 06 000 не закрывается. В связи с некорректным отражением данных операций в бухгалтерском учете и отчетности Минфин выпустил данное письмо. Также были разработаны проекты внесения изменений в инструкции № 174н и 183н, которые так и не стали нормативными актами. Информация, приведенная в проектах и названном письме, идентична. Приказом Минфина РФ от 26.10.2012 № 139н были внесены поправки в Приказ Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений». Согласно данным изменениям заполнить введенные этим приказом формы можно, только если отражать операции по счету 0 210 06 000 в порядке, установленном Письмом Минфина РФ № 02-06-07/3798.

Приведем пример отражения в учете операций с особо ценным движимым имуществом.

Пример 2

Медицинское учреждение получило от учредителя имущество, ранее находившееся в эксплуатации. Согласно акту приема-передачи (ф. 0306001) балансовая стоимость оборудования составляет 350 000 руб. Сумма начисленной амортизации – 90 000 руб. По истечении некоторого времени имущество было передано другому бюджетному учреждению, подведомственному тому же учредителю. Сумма начисленной на оборудование амортизации за время его эксплуатации учреждением составила 70 000 руб. Цифры в примере условные. Предположим, что передаваемое и получаемое имущество отражается по счету 4 101 26 000.

Особо ценное движимое имущество.

В отношении бюджетных учреждений федеральное законодательство о некоммерческих организациях определяет особо ценное движимое имущество как «движимое имущество, без которого осуществление БУ своей уставной деятельности будет существенно затруднено»[5]. Перечни такого имущества устанавливаются соответствующими органами, выполняющими функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, с учетом положений Постановления Правительства РФ № 538[6]. При этом данные перечни могут устанавливаться категориально для всех учреждений, подведомственных конкретному органу, выполняющему функции и полномочия учредителя, а могут – для конкретных учреждений. В последнем случае перечень содержит конкретные имущественные объекты с наименованиями, инвентарными номерами, балансовой стоимостью и прочей информацией.

Как движимое имущество перевести в недвижимое имущество

Основной критерий, по которому суд выносит положительное решение или отказывает в иске – это наличие на имущество правоустанавливающих документов, свидетельствующих о его использовании и статусе. Влияние на исход дела также решает экспертиза – выводы специалиста по конкретному объекту.

Категории движимого и недвижимого имущества важно учитывать при расчете налога на имущество физических и юридических лиц. С 1.01.2022 г. юридические лица, которые принимают на баланс имущество, в том числе подержанное и (или) модернизированное освобождаются от уплаты имущественного налога. Объекты основных средств учитываются при бухгалтерском учете. Подобное правило не распространяется на физических лиц, которые платят налог за земельные участки, хозяйственные постройки и т.д. Чтобы выяснить: как движимое имущество перевести в недвижимое имущество важно учитывать, что в административном порядке перевод невозможен.

Учет особо ценного движимого имущества бюджетного учреждения

  • 0 105 21 000 «Медикаменты и перевязочные средства — особо ценное движимое имущество учреждения»;
  • 0 105 22 000 «Продукты питания — особо ценное движимое имущество учреждения»;
  • 0 105 23 000 «Горюче-смазочные материалы — особо ценное движимое имущество учреждения»;
  • 0 105 24 000 «Строительные материалы — особо ценное движимое имущество учреждения»;
  • 0 105 25 000 «Мягкий инвентарь — особо ценное движимое имущество учреждения»;
  • 0 105 26 000 «Прочие материальные запасы — особо ценное движимое имущество учреждения»;
  • 0 105 27 000 «Готовая продукция — особо ценное движимое имущество учреждения».

Бухгалтерский учет особо ценного имущества осуществляется в соответствии с Инструкцией N 157н и Инструкцией N 174н . Следует отметить, что общие положения по учету нефинансовых активов согласно Инструкции N 157н (объект, единица учета, формирование первоначальной стоимости и т.д.) были рассмотрены в статье «Учет недвижимого имущества» (N 3, 2022) и в статье «Учет иного движимого имущества» (N 4, 2022). В данной статье приведем бухгалтерские записи по отражению хозяйственных операций с особо ценным движимым имуществом учреждения в соответствии с Инструкцией N 174н и Указаниями N 190н .

Перечни особо ценного движимого имущества

в) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда.

В отношении учета имущества, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, приобретенного учреждением культуры за счет доходов от осуществления деятельности, приносящей доход, необходимо отметить следующее. В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона N 54-ФЗ музейные предметы и музейные коллекции, приобретаемые государственными музеями, иными государственными учреждениями за счет средств учредителей либо за счет собственных или иных средств, входят в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации. Поэтому вне зависимости от источника финансирования рассматриваемое имущество подлежит отнесению к ОЦДИ и включению в перечень ОЦДИ.

Читайте также:  Оплата воды без счетчика в 2024 году

Культурные ценности и иное имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, закрепленные за бюджетным учреждением на каком-либо вещном либо обязательственном праве, подлежат включению в состав ОЦДИ (статья 9.2 Закона N 7-ФЗ) в силу своего правового статуса.

Нормами части 3 пункта 9 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ), статьями 12, 26 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 09.10.1992 N 3612-1, установлено, что культурные ценности (включая документы Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда, музейные предметы и музейные коллекции и проч.), ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, закрепляются за бюджетным учреждением на условиях и в порядке, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (далее — Закон N 54-ФЗ) Музейный фонд Российской Федерации состоит из государственной части Музейного фонда Российской Федерации и негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, вне зависимости от формы собственности.

Для чего производится списание ОС?

Основные технические средства, числящиеся на основном балансе предприятия, облагаются налогами на имущество. Если техническое средство реально устарело, оно не может приносить определенный доход учреждению, а дальнейшее восстановление по каким-либо причинам невозможно, то лучше произвести его списание баланса с целью прекращения оплаты обязательных налогов.

В некоторых учреждениях с целью принятия окончательного решения о списании имущество направляются в Росимущество, эта организация признана официальным собственником в отношении технических средств, находящихся в федеральной собственности. Если цена объекта ОС не превышает показатель в 3000 р., то учреждению не требуется согласование о списании с органом Росимущества. Если стоимость списываемого объекта находится в пределах о т 3000 до 200 тыс.р., то без согласования тут не обойтись.

Ознакомиться с основами учета списания основных средств можно в видеоролике.

Использование имущества.

Согласно гражданскому законодательству использовать любое свое имущество автономное учреждение может только лишь в соответствии с целями своей деятельности (п. 1 ст. 296 ГК РФ). В свою очередь, целями деятельности (создания) АУ считается выполнение работ, оказание услуг, необходимых для осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физкультуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах) (ч. 1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ). Данные полномочия учредителей (собственников имущества) автономных учреждений установлены в федеральном законодательстве[2].

Таким образом, любое использование учреждением своего имущества (речь опять же идет о любом имуществе независимо от источника его появления) будет неправомерным, если не осуществляется ради реализации того или иного полномочия учредителя (собственника имущества) учреждения. В частности, если помещение пищеблока и кухонное оборудование государственного дома-интерната для престарелых и инвалидов субъекта РФ используется для изготовления на продажу населению пищевых полуфабрикатов, это не может быть соотнесено ни с одним из установленных в настоящий момент полномочий органов госвласти субъекта РФ. У регионов нет полномочия по организации на своей территории розничной торговли продуктами питания для населения.

Перевод оцди в иное движимое имущество

Госучреждения начисляют амортизацию ОС линейно в течение срока их службы. Также действует правило ежемесячных начислений в размере 1/12 годовой суммы. Амортизационные начисления начинают отражать в месяце, следующем за месяцем ввода объекта в эксплуатацию.

О практическом применении линейного метода читайте в статье «Линейный метод начисления амортизации основных средств (пример, формула)».

Срок полезного использования определяется исходя из:

  • ожидаемого срока получения экономических выгод;
  • рекомендаций, содержащихся в документах производителя;
  • гарантийного срока использования объекта;
  • др. методов, описанных в п. 35 Стандарта

При начислении амортизации основных средств в бюджетном учете применяется следующий порядок:

  • на объект ОС стоимостью свыше 100 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными нормами амортизации;
  • на объект ОС стоимостью до 10 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, амортизация не начисляется, стоимость объекта сразу списывается в затраты, далее ОС учитывается на забалансовом счете 21;
  • на объект библиотечного фонда стоимостью до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при выдаче его в эксплуатацию;
  • на иной объект ОС стоимостью от 10 000 до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при выдаче его в эксплуатацию».

Амортизация отражается на синтетическом счете 010400000 «Амортизация».

В бюджетном учреждении по приказу 174н для записи проводок по амортизационным отчислениям предназначены аналитические счета, оканчивающиеся на 410, которые используются в следующей транзакции: Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960271, 010970271, 010980271, 010990271) Кт 010400000 «Амортизация» (010410410, 010420410, 010430410, 010440410, 010460410, 010490410).

Операции по начислению амортизации на объекты учета операционной аренды отражаются по дебету счета 040120224 «Расходы на арендную плату за пользование имуществом», 040120229 «Расходы на арендную плату за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами», соответствующих счетов аналитического учета счета 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960224, 010960229, 010970224, 010970229, 010980224, 010980229) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010440000 «Амортизация прав пользования активами».

Бюджетный учет основных средств имеет сложную структуру счетов и их кодирования. Однако инструкции, перечисленные в статье, содержат подробные разъяснения и перечни возможных проводок, которые могут помочь бухгалтеру. Ведение бюджетного учета основных средств строго регламентировано. Все движения ОС должны быть оформлены первичными документами и отражены в учете бухгалтерскими проводками.

1. На каком счете учитывать с 2021 года неисключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (РИД)?

С 2021 года в соответствии с положениями Федерального стандарта «Нематериальные активы»*(1) неисключительные права на РИД учитываются в составе нематериальных активов на счете 111 60 «Права пользования нематериальными активами». При этом в 23 разряде номера счета необходимо указать конкретную букву, детализирующую счет 111 60 в зависимости от вида нематериального актива. Такая группировка разработана с учетом положений Федерального стандарта «Нематериальные активы» и ОКОФ*(2)(3):

  • N «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»: аналог группы объектов учета представлен группой 710.00.00.00 «Научные исследования и разработки» ОКОФ;
  • R «Опытно-конструкторские и технологические разработки»;
  • I «Программное обеспечение и базы данных»: аналог группы объектов учета представлен группой 730.00.00.00 «Программное обеспечение и базы данных» ОКОФ;
  • D «Иные объекты интеллектуальной собственности»: аналог группы объектов учета представлен группой 790.00.00.00 «Другие объекты интеллектуальной собственности» ОКОФ.

Например, неисключительные права на антивирусную программу будут учитываться на счете 111 6I.

2. Как перенести неисключительные права на РИД со счетов 01 и 401 50 на счет 111 60?

С 2021 года неисключительные права на РИД больше не учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» и балансовом счете 401 50 «Расходы будущих периодов». Соответственно, нужно перенести остатки с этих счетов на соответствующие счета учета по правам пользования нематериальными активами — счет 111 60.

Для этого первоначально в 2021 году необходимо провести инвентаризацию, в рамках которой нужно выявить неисключительные права на РИД, которые могут быть перенесены. В этих целях должностным лицам учреждения придется ответить на следующие вопросы, касающиеся каждого неисключительного права, учтенного до 2021 года на забалансовом счете 01 (и возможно на счете 401 50):

  • есть ли документальное подтверждение существования неисключительного права?
  • составляет ли срок полезного использования неисключительного права пользования РИД, определенный на 01.01.2021, более 12 месяцев?
  • соответствует ли неисключительное право на РИД понятию «актива»? То есть возможно ли получить от его использования полезный потенциал и экономические выгоды?
  • является ли неисключительное право пользования нематериальным активом идентифицируемым*(4)?
Читайте также:  Что пожелать коллеге при увольнении на другую работу

Если неисключительное право пользования РИД документально подтверждено, срок его полезного использования составляет более 12 месяцев, объект соответствует понятию «актива» и является идентифицируемым, то в учете операциями 2021 года следует отразить:

  1. Уменьшение забалансового счета 01;
  2. При наличии остатка на счете 401 50:

Дебет 0 106 6Х 35Х Кредит 0 401 50 226;

Дебет 0 111 6Х 35Х Кредит 0 106 6Х 35

При отсутствии остатка на счете 401 50:

Дебет 0 111 6Х 35Х Кредит 0 401 10 199.

Если хотя бы на один из приведенных выше вопросов ответ будет отрицательным, то неисключительное право пользования нематериальным активом не должно учитываться на забалансовом счете 111 60. В учете в таком случае нужно будет отразить следующие записи:

  1. Уменьшение забалансового счета 01;
  2. При наличии остатка на счете 401 50:

Дебет 0 401 20 226 (0 109 Х0 226) Кредит 0 401 50 226

3. Кто и на каких счетах должен учитывать земельные участки в различных ситуациях?

С 2021 года начал применяться Федеральный стандарт «Непроизведенные активы»*(6). С учетом п. 10 Федерального стандарта «Непроизведенные активы», а также пп. 36, 71, 76, 77, 78, 144, 333, 381, 383 Инструкции № 157н*(7), п. 16 Инструкции № 162н, п. 20 Инструкции № 174н, п. 20 Инструкции № 183н*(8) можно сделать следующий вывод о счетах, применяемых для учета земельных участков в различных ситуациях.

Учет у уполномоченного органа:

  • в части земельных участков, на которые не разграничена государственная собственность, которые не внесены в государственный кадастр недвижимости и не закреплены на праве постоянного (бессрочного) пользования, но которые используются (например, передаются в возмездное и безвозмездное пользование): счет 103 13, забалансовые счета 25 (возмездное пользование) или 26 (безвозмездное пользование);
  • в части земельных участков, на которые разграничена государственная собственность, как внесенных, так и не внесенных в государственный кадастр недвижимости, не закрепленных за организациями бюджетной сферы, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, независимо от факта их использования: счет 108 55;
  • в части земельных участков, закрепленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, на которые разграничена государственная собственность: счет 108 55 (до регистрации в ЕГРН) или забалансовый счет 26 (после регистрации в ЕГРН);
  • в части земельных участков, закрепленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, на которые не разграничена государственная собственность: счет 103 13 (до регистрации в ЕГРН) или забалансовый счет 26 (после регистрации в ЕГРН).

Учет у организации бюджетной сферы:

  • в части земельных участков, закрепленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, до регистрации в ЕГРН: забалансовый счет 01*(9);
  • в части земельных участков, закрепленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, после регистрации в ЕГРН: счет 103 11.

8. На какие коды КОСГУ отнести расходы по формированию первоначальной стоимости основных средств?

Согласно пп. 10.2.8, 11.1 Порядка № 209н*(11) расходы на приобретение основных средств относятся на статью 310 КОСГУ, а расходы, формирующие стоимость основного средства — на подстатью 228 КОСГУ. Таким образом, расходы, формирующие первоначальную стоимость основного средства и относимые в дебет счета 106 01, относятся на коды КОСГУ в следующем порядке:

  • на статью 310 КОСГУ в части стоимости самого основного средства;
  • на подстатью 228 КОСГУ в части стоимости работ, услуг, необходимых для доведения объекта основного средства до состояния, пригодного для эксплуатации. Например, расходы на доставку основного средства, включаемые согласно решению комиссии по поступлению и выбытию активов в его первоначальную стоимость (относимые в дебет счета 106 01), относятся на подстатью 228 КОСГУ, но не на подстатью 222 КОСГУ. На код 222 КОСГУ расходы по доставке основного средства могут относиться тогда, когда комиссией принято решение о том, что они не формируют первоначальную стоимость основного средства.

9. Как учитывать пожарную сигнализацию?

Согласно положениям пп. 38, 39, 45 Инструкции № 157н*(7) и пп. 7, 8 Федерального стандарта «Основные средства»*(12) пожарная сигнализация может быть учтена двумя способами:

  • если пожарная сигнализация содержит элементы, которые могут быть приняты к учету в качестве основных средств, то они учитываются на соответствующем счете 101 00 «Основные средства», а остальные расходы списываются на финансовый результат текущего года (в дебет счета 401 20 или счета 109 00).
  • если сигнализация не содержит элементов, удовлетворяющих критериям отнесения к основным средствам, то все расходы списываются на финансовый результат текущего года (в дебет счета 401 20 или счета 109 00).

Несмотря на изложенный общий порядок учета, основанный на положениях нормативных правовых актов, нельзя не отметить, что специалисты Минфина России предусматривают учет единых функционирующих систем, к которым в том числе относится и пожарная сигнализация, как самостоятельного объекта основного средства (письмо Минфина России от 16.05.2019 № 02-05-10/35563). Однако судебная практика показывает, что такой вариант учета нередко вызывает претензии контролирующих органов.

Критерии принадлежности имущества к особо ценного имущества

Особо ценное движимое имущество (ОЦДИ) учитывается обособленно от других фондов. На приобретение, использование, отчуждение имущества, полученного за счет финансирования, требуется согласование с учредительным органом.

Признание имущества особо ценным осуществляется приказом, изданным учредителем организации. Документ включает перечень активов ОЦДИ и их стоимостную оценку. Отнесение осуществляется в соответствии с параметрами, установленными ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и приказами по министерствам. Стоимостная оценка стоимости имущества указана в таблице.

Уровень бюджета принадлежности организации Стоимость (тысяч рублей)
Бюджетные учреждения федерального уровня принадлежности 200 – 500
Региональные бюджетные учреждения 50 — 500
Муниципальные учреждения 50 — 200
Для учреждений бюджетов всех уровней Имущество, без использования которого затрудняется деятельность

В состав имущества включаются активы, поступившие централизовано при создании учреждения или в процессе ведения деятельности, а также приобретенное за средства, утвержденные сметой по статье для данного вида расходов.

Имущество бюджетной организации

1) движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает:
– для федеральных автономных и бюджетных учреждений – размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений;
– для автономных и бюджетных учреждений, находящихся в ведении субъекта РФ, – размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;
– для муниципальных автономных и бюджетных учреждений – размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации;
2) иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду особо ценного движимого имущества;
3) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, а также документы Архивного фонда РФ и национального библиотечного фонда.

1) они не вправе распоряжаться любым недвижимым имуществом без согласия собственника (п. 10 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ);
2) не могут самостоятельно распорядиться особо цепным движимым имуществом, закрепленным за ними учредителем или приобретенным за счет выделенных учредителем средств. Заметим, что особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, бюджетные учреждения вправе распоряжаться самостоятельно.

Читайте также:  Жена не дает развод что делать и как развестись?

Письмо Минфина России от 26 апреля 2022 г. N 02-07-10/31299 Об отнесении движимого имущества к особо ценному движимому имуществу

Следует отметить, в соответствии с пунктом 29 Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2022 N 157н, передача (получение) объектов государственного (муниципального) имущества между органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления (муниципальными органами), государственными (муниципальными) учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, а также между субъектами учета и иными, созданными на базе государственного (муниципального) имущества, государственными (муниципальными) организациями, в связи с прекращением (закреплением) имущественных прав (в том числе права оперативного управления (хозяйственного ведения), осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету), в случае наличия, суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.

Главное – соответствовать уставной деятельности.

Какое же имущество в этих и других нормативных правовых актах считается излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению? Определение такого имущества можно встретить нечасто (в основном данные понятия остаются без уточнений). В частности, в Новосибирской области введены следующие определения[8]:

1) излишним признается имущество, закрепленное на праве оперативного управления либо приобретенное за счет средств, выделенных собственником на эту цель, сверх того имущества, без которого учреждение не может осуществлять уставную деятельность;

2) неиспользуемым признается имущество, закрепленное на праве оперативного управления либо приобретенное за счет средств, выделенных собственником на эту цель, и не задействованное в уставной деятельности учреждения;

3) используемым не по назначению признается имущество, закрепленное на праве оперативного управления либо приобретенное за счет средств, выделенных собственником на эту цель, и используемое не в соответствии с уставной деятельностью учреждения.


Имущество, приобретенное автономным учреждением за счет средств от платной деятельности, учредитель тоже может изъять, если сочтет, что данное имущество излишнее, не используется АУ или используется не по назначению.


В данном примере все соотносится с «уставной деятельностью» учреждения. Вместе с тем на практике не так уж редко встречаются случаи, когда в уставах АУ в нарушение федерального законодательства прописывается деятельность, не отвечающая целям создания этих учреждений (установленным полномочиям учредителей). И если ориентироваться только на устав, может сложиться следующая ситуация: АУ использует имущество не в соответствии с указанными целями, но используемым не по назначению данное имущество не считается, поскольку «несоответствующий» вид деятельности «по недосмотру» попал в устав АУ. Нормы законодательства здесь не соблюдены, а значит, в данном вопросе учреждениям вряд ли стоит надеяться на «близорукость» контрольных органов.

Основные средства в бюджетном учете — 2020-2021: вводная информация

В соответствии с п. 21 приказа № 157н понятие «бюджетный учет основных средств» применяется только к определенным государственным организациям. Например, казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Помимо единого плана счетов, в бюджетном учете должен применяться специальный план счетов (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н).

Остальные госучреждения, ведя бухгалтерский и налоговый учет ОС в 2020-2021 годах, кроме единого плана счетов, используют планы счетов, утвержденные приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (бюджетные учреждения) или от 23.12.2010 № 183н (автономные учреждения) и другие нормативные акты.

Например, ФСБУ «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257. Что учесть учреждениям при применении данного стандарта, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно изучите обзорный материал.

О нормативных документах, регулирующих бухучет в бюджетных структурах, читайте здесь.

В данной статье мы будем ссылаться на приказ № 157н как на основу бюджетного учета. С начала 2018 года организации госсектора должны руководствоваться новым федеральным стандартом «Основные средства», утв. приказом Минфина от 31.12.2016 №257н (далее Стандарт). Эти документы раскрывают общие принципы бухгалтерского учета ОС, а также логику составления проводок.

Согласно п.8 Стандарта для отнесения актива к основным средствам должны выполняться следующие критерии:

Если актив не соответствует хотя бы одному из вышеприведенных критериев, он учитывается на забалансовых счетах. Информация о таких материальных ценностях раскрывается в бухгалтерской отчетности.

Передача, списание имущества

Выбытие имущества в связи с передачей его учреждению аналогичного уровня бюджета осуществляется по акту приема-передачи. Решение о передаче принимает учредитель организации. Если имущество относится к ОЦДИ не по стоимостному критерию и определяется по условиям деятельности, учредитель принимающей стороны имеет право выбрать категорию.

При списании имущества порядок документооборота регулируется учредителем. Списанию подлежат активы, пришедшие в негодность. Процедура списания ОЦДИ, приобретенных за бюджетные средства, осуществляется при согласовании с вышестоящим органом. В учреждениях осуществляется строгий порядок действий:

  • До согласования и получение права на списание заключение о пригодности имущества в учреждении проводится анализ состояния ОЦДИ.
  • На основании заключения комиссии руководство направляет обращение к учредителю о необходимости списания актива. К копиям акта, приказа о создании комиссии, заключения (протокола) о состоянии объекта прилагается карточка полного описания имущества. В документе содержится название, дата принятия на учет, балансовая стоимость, срок полезной службы, инвентарный номер.
  • В сроки, установленные учредителем, организация получает ответ о подтверждении права на списание.
  • Производится списание. Датой снятия с учета становится день согласования либо получение его учреждением.

Что не относится к объектам ОС

В пункте 39 инструкции 157н сказано, что к ОС не относятся: предметы, служащие менее 12-ти месяцев, независимо от их стоимости и материальные объекты имущества, относящиеся к материальным запасам, находящиеся в пути или числящие в составе незавершенных капитальных вложений, готовой продукции (изделий), товаров.

Согласно п 7 СНГ ОС к основным средствам не относятся:

  • непроизведенные активы;

  • имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, если иное не предусмотрено Стандартом;

  • материальные ценности, в том числе объекты недвижимого имущества, предназначенные для продажи и (или) учитываемые в составе запасов;

  • материальные ценности, в том числе объекты незавершенного строительства, числящиеся в составе капитальных вложений;

  • биологические активы.

Особо ценное имущество в бюджетном учреждении

В 1С карточка Основного средства относящегося к особо ценному имуществу будет выглядеть так: Принятие основного средства к учету и сам учет будет происходить обычным для ОС способом, однако, необходимо с помощью документа Операция(бухгалтерская) учесть данное имущество на счете 210.06.

РФ, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, а также документы Архивного фонда РФ и национального библиотечного фонда. Руководствуясь нормами Постановления N 538, федеральные органы исполнительной власти в отношении федеральных бюджетных и автономных учреждений, находящихся в ведении этих органов, устанавливают виды особо ценного движимого имущества.
Так, Виды ценного движимого имущества в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении МЧС, утверждены Приказом МЧС России от 30.12.2022 N 701 (далее — Приказ N 701), Виды особо ценного движимого имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений Минобороны утверждены Приказом Министра обороны РФ от 24.12.2022 N 1912 (далее — Приказ N 1912).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *