Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разрешенная максимальная масса грузового автомобиля в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обратимся к Постановлению Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации» и рассмотрим Приложение 2 к этому документу.
Общие ограничения по нагрузке на ось для территории РФ
Обратимся к Постановлению Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации» и рассмотрим Приложение 3 к этому документу.
Расположение осей транспортного средства | Расстояние между сближенными осями, метров | Допустимая нагрузка на ось колесного транспортного средства, тонн для автомобильной дороги, рассчитанной на нормативную нагрузку |
||
6 тонн на ось | 10 тонн на ось | 11,5 тонны на ось | ||
Одиночная ось | свыше 2,5 | 5,5 (6) | 9 (10) | 10,5 (11,5) |
Группа сближенных сдвоенных осей | до 1 (включительно) |
8 (9) | 10 (11) | 11,5 (12,5) |
свыше 1 до 1,3 (включительно) |
9 (10) | 13 (14) | 14 (16) | |
свыше 1,3 до 1,8 (включительно) |
10 (11) | 15 (16) | 17 (18) | |
свыше 1,8 до 2,5 (включительно) |
11 (12) | 17 (18) | 18 (20) | |
Группа сближенных строенных осей | до 1 (включительно) |
11 (12) | 15 (16,5) | 17 (18) |
свыше 1 до 1,3 (включительно) |
12 (13) | 18 (19,5) | 20 (21) | |
свыше 1,3 до 1,8 (включительно) |
13,5 (15) | 21 (22,5) | 23,5 (24) | |
свыше 1,8 до 2,5 (включительно) |
15 (16) | 22 (23) | 25 (26) | |
Группа сближенных осей с количеством осей более 3 (не более 2 односкатных или двускатных колес на оси) | до 1 (включительно) | 3,5 (4) | 5 (5,5) | 5,5 (6) |
свыше 1 до 1,3 (включительно) |
4 (4,5) | 6 (6,5) | 6,5 (7) | |
свыше 1,3 до 1,8 (включительно) |
4,5 (5) | 6,5 (7) | 7,5 (8) | |
свыше 1,8 до 2,5 (включительно) |
5 (5,5) | 7 (7,5) | 8,5 (9) | |
Группа сближенных осей с количеством осей 2 и более (по 4 (включительно) и более односкатных или двускатных колеса на оси) | до 1 (включительно) |
6 | 9,5 | 11 |
свыше 1 до 1,3 (включительно) |
6,5 | 10,5 | 12 | |
свыше 1,3 до 1,8 (включительно) |
7,5 | 12 | 14 | |
свыше 1,8 до 2,5 (включительно) |
8,5 | 13,5 | 16 |
Расчет нагрузки на ось для полуприцепных автомобилей
Для уравновешивания веса полусимметричных осей грузового автомобиля необходимо сделать следующее
- К весу груза прибавить вес прицепа (указанный в документации на автомобиль).
- Определить 75% от полученного числа — это количество, которое может выдержать детская коляска за кабиной.
- Укажите максимально допустимую нагрузку на каждую ось, чтобы разделить полученный процент поровну на заднюю ось.
- Найдите 25% от общего веса как прицепа, так и груза, который предполагается перевозить.
- Добавьте к общей массе вес кабины (также указанный в документации на автомобиль). Это позволит вам найти нагрузку на переднюю ось.
Расположение осей транспортного средства
Расстояние между осями тандема (измеряется)
Допустимые нагрузки.
6-TON Для дорожных транспортных средств, рассчитанных на нагрузку на вал
Для дорожных транспортных средств, номинальная нагрузка 10 тонн на ось
Для дорожных транспортных средств, 11,5 т/ось
2. 5 м мин.
При расстоянии между осями, осевыми тандемами прицепов, полуприцепов, грузовиков, фур, тракторов (нагрузка на кузов, макс.
Макс. 1.
1 до 1. 3 (вкл.)
1. 3 — 1. 8 (включительно)
1. 8 — 2. 5 (включительно)
Жесткая ось
Макс. 1.
1. 3 макс.
1. 3 — 1. 8 (включительно)
1. 8 — 2. 5 (включительно)
Тандемные оси на грузовиках, аттракционах, полуприцепах и прицепах с 3 и более осями и расстояния между осями (нагрузка на ось)
Макс. 1.
1 до 1. 3 (вкл.)
1. 3 — 1. 8 (включительно)
1. 8 — 2. 5 (включительно)
Соединяемые оси транспортных средств с более чем 8 колесами на каждой оси (нагрузка на ось)
Макс. 1.
1 до 1. 3 (вкл.)
1. 3 — 1. 8 (включительно)
1. 8 — 2. 5 (включительно)
Примечание к таблице:.
p, blockquote 19,0,0,0,0 —>
1. цены на кронштейны относятся к двойным колесам, без кронштейнов для простых колес
p, blockquote 20,0,0,0,0 —>
p, blockquote 21,0,0,0,0 —>
2. оси с простыми колесами и сдвоенными колесами, объединенные в группу сходящихся осей, следует рассматривать как сходящиеся оси с простыми колесами.
p, blockquote 22,0,0,0,0 —>
p, blockquote 23,0,0,0,0 —>
3. для сходящихся осей, объединенных с тандемными осями и конструктивно общими коробками передач, допустимая нагрузка на вал определяется путем деления общей допустимой нагрузки на коробку передач на число соответствующих осей
p, blockquote 24,0,0,0,0 —>
p, blockquote 25,0,0,0,0 —>
4. если общая нагрузка на кузов не превышает допустимую нагрузку на ось, а нагрузка на вал с тяжелым грузом не превышает допустимую нагрузку на вал, допускается неравномерное распределение осей на две и три оси (не более одного эквивалента оси или одного-двух) на одну ось.
p, blockquote 26,0,0,0,0 —>
p, blockquote 27,0,0,0,0 —>
Что такое перегруз грузового авто
Перегрузом грузового автомобиля называется превышение законодательно установленной нормы габаритных размеров и допустимой массы. В случае, когда нагрузка на одну колесную ось либо вес машины превышает разрешенные параметры на 2 и больше процентов, перевозчику требуется оформить специальное разрешение.
Для этого требуется обратиться в местное отделение Росавтодора. Документ действителен не более 3 месяцев с даты получения.
Для справки!
Официальное разрешение позволяет вести постоянный учет движения большегрузов на дороге и в случае необходимости обеспечивает быстрый поиск виновных в нарушениях.
Дело в том, что не все водители и собственники понимают опасность перегрузки автомобиля. Тяжелая машина отличается более длинным тормозным путем, что чревато повышенным риском возникновения аварийных ситуаций.
Важным показателем при определении допустимой массы автомобиля является разрешенная нагрузка на ось. При этом необходимо учитывать количество осей, их взаимное расположение, расстояние между ними.
Практически на всех современных автомобилях присутствует специальный датчик, который показывает данные параметры. Однако наиболее точную информацию можно получить при взвешивании транспортного средства на специальных автомобильных весах.
Для каждой машины существует определенные нормативные параметры. Например, для трехосных КАМАЗов максимально допустимый вес составляет 25 тонн, у машины типа Газель он будет существенно меньше.
Для грузовиков с двумя осями максимальная нагрузка составляет 18 т, для транспортных средств с четырьмя осями — 32 т, для пятиосных машин — 35 т. Для автопоезда допустимая нагрузка чуть выше. Все данные приведены в таблице ниже.
Водители грузовых машин должны иметь в виду, что для определения требуемого веса автомобиля нужно в первую очередь отнести грузовой транспорт к определенному виду. Они бывают крупногабаритными, опасными и иными. Штрафы за любые нарушения перечисляются в статье 12 кодекса административных правонарушений. Они также бывают трех видов – для физических лиц штрафы не превышают двух тысяч рублей, для должностных лиц – не более пятнадцати тысяч рублей, а для юридических лиц – не более четырехсот тысяч рублей.
В ряде ситуаций для осуществления грузоперевозок нужно добиться соответствующего разрешения. В его отсутствие нарушителя в обязательном порядке штрафуют. Порой, если документация оформлена верно, но масса не совпала с указанной в документах, то инспекторы могут накладывать штрафы в размере пяти тысяч рублей. Для организаций штраф повышается как минимум в пятьдесят раз.
Но есть одна важная тонкость. Ни один инспектор не выпишет штраф, если предварительно не провел процедуру контрольного взвешивания. На глаз данное нарушение выявить нельзя, и штраф будет незаконным. Требуется, чтобы перевес в обязательном порядке был доказан.
Разновидности грузового транспорта
Грузовой транспорт подразделяется на множество разновидностей. Полуприцепы встречают наиболее часто. Их применяют почти всегда, когда нужно перевезти груз любого типа. Загружают кузов с любой стороны, что является очень удобным. Процедура становится крайне простой.
Рефрижераторы являются транспортными средствами, оснащенными холодильной установкой. Автомобили этого вида применяются, когда нужно перевезти продукцию, которая быстро портится.
Автосцепки являются автомобилями с прицепами к ним. Их очень удобно использовать в процессе загрузки и разгрузки. К ним обращаются, когда возникает необходимость перевезти любую продукцию, за исключением длинномерного груза или того, который требует особых условий.
Существуют и прицепы Jumbo. Их характерной чертой является повышенная вместимость. Полы в прицепе выполняются в форме «Г», они отличаются небольшим диаметром колес. Это позволяет увеличить пространство в них.
Контейнеровозы являются транспортными средствами, которые используют с целью перевозок контейнеров.
Величина штрафа за перегруз автомобиля
Штраф за перегруз назначается в соответствии со ст. 12.21.1.2 и 12.21.2 КоАП РФ. Сумма взыскания составляет 1000-500000 рублей и зависит от того, на кого обращается взыскание: на физическое, юридическое или иное должностное лицо.
При остановке ТС, нагрузка по осям которого превышает установленные нормы, штраф назначается водителю, а также должностному или юридическому лицу, отвечающему за транспортировку груза.
Взыскания, накладываемые на перевозчика грузов:
Величина перегруза, % |
Физическое лицо, сумма в рублях |
Величина взыскания для должностного лица, рублей |
Юридическое лицо, штраф в рублях |
2-10 |
1000-1500 |
10000-15000 |
100000-150000 |
10-20 |
3000-4000 |
25000-30000 |
250000-300000 |
20-50 |
5000-10000 или лишение права управления автомобилем на 2-4 месяца |
35000-40000 |
350000-400000 |
|
7000-10000 или лишение ВУ на срок 4-6 месяцев |
45000-40000 |
450000-500000 |
В соответствии с примечанием к ст. 12.21.1 КоАП РФ, при совершении индивидуальным предпринимателем, выступающим в качестве перевозчика, правонарушения, предусмотренного ст.12.21 КоАП РФ, ему назначается наказание, идентичное юридическому, а не физическому лицу.
Плюсы и минусы увеличения разрешенной максимальной массы
Увеличение разрешенной максимальной массы грузовых автомобилей имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Важно учитывать эти аспекты при принятии решений в области транспортной политики.
Плюсы:
- Повышенная разрешенная максимальная масса позволяет грузовым автомобилям перевозить большее количество груза. Это может быть особенно полезно в сфере логистики, где эффективность и оптимизация перевозок играют важную роль.
- Увеличение разрешенной максимальной массы может способствовать снижению количества автомобилей на дорогах. За счет возможности перевозки большего груза, компании могут сократить количество автомобилей в своем автопарке, что приводит к уменьшению транспортного потока и снижению загруженности дорожной инфраструктуры.
- Увеличение разрешенной максимальной массы позволяет грузовым автомобилям быть более гибкими в выборе маршрутов. Благодаря этому, автомобили могут выбирать более оптимальные пути для доставки груза, минуя узкие участки и дорожные ограничения.
Минусы:
- Увеличение разрешенной максимальной массы может привести к увеличению нагрузки на дорожное покрытие. Более тяжелые автомобили могут ускорить его износ и увеличить количество необходимого ремонта и обслуживания, что может повлечь за собой дополнительные финансовые затраты.
- Более тяжелые автомобили требуют больше топлива для перемещения. Увеличение разрешенной максимальной массы может привести к увеличению потребления топлива и, как следствие, к большим выбросам вредных веществ в атмосферное воздух.
- Увеличение разрешенной максимальной массы может повлечь за собой увеличение разрыва между автомобилями разных классов в плане безопасности. Более тяжелые автомобили могут оказаться более опасными для других участников дорожного движения, особенно в случае аварийных ситуаций.
Следственные действия
Для выяснения обстоятельств и установления справедливости в отношении владельцев грузовых автомобилей «Газель» с перегрузом в 2024 году будут проводиться следственные действия. В ходе этих действий будут собираться и анализироваться доказательства, проверяться надлежащие лицензии и разрешения на перевозку грузов, а также проводиться перекрестные допросы свидетелей и участников дорожного движения.
Одним из главных следственных действий будет проверка весовых комплексов на пунктах взвешивания. Владельцам «Газелей» с перегрузом будет предоставлена возможность пройти взвешивание для дальнейшего принятия мер по имущественной ответственности.
Также, в ходе следственных действий будут изучаться и анализироваться данные с видеорегистраторов и камер наблюдения на дорогах. Это поможет установить фактические обстоятельства происшествий и точно определить виновность владельцев автомобилей с перегрузом.
В случае выявления фактов нарушения, владельцев грузовых автомобилей «Газель» с перегрузом ожидают серьезные административные наказания, которые включают в себя штрафы, лишение права управления транспортными средствами, а также арест автомобиля и его изъятие.
Наказание | Сумма штрафа (в руб.) |
---|---|
Первое нарушение общей массы ТС свыше 3,5 до 6 т. без использования тахографа |
30 000 |
Первое нарушение общей массы ТС свыше 6 до 10 т. без использования тахографа |
50 000 |
Первое нарушение общей массы ТС свыше 10 до 12 т. без использования тахографа |
75 000 |
Первое нарушение общей массы ТС свыше 12 до 20 т. без использования тахографа |
125 000 |
Первое нарушение общей массы ТС свыше 20 т. без использования тахографа |
200 000 |
Как рассчитать массу грузовика по осям?
При подсчете предельно допустимой массы ТС учитывают следующие показатели:
- Общее количество осей на машине.
- Расстояние между осями.
- Типы колес (одно или двускатные).
Желательно делать подсчет при помощи специальных автовесов. Самостоятельные расчеты без привлечения оборудования часто получаются приблизительны. Особенно при перевозке груза в прицепе.
Если же необходимо предварительно установить, какую нагрузку оказывает ТС на дорожное полотно, делают это следующим образом. Во-первых, в документах на машину смотрят максимально допустимую нагрузку по осям. Этот показатель будет весом транспортного средства. При условии, что автомобиль двухосный. Если у машины три оси, нужно установить предельную нагрузку на переднюю ось и заднюю тележку. Сумма двух показателей будет весом ТС.
Т.к. нагрузка на заднюю часть грузовой машины больше по сравнению с передней, условно ее распределяют в таких пропорциях:
- 75 % общего груза приходится на прицеп.
- 25 % — на тягач.
Исходя из этого правила, на переднюю ось приходится 25, на все остальное – 75 %.
Пример расчета нагрузки на трехосное ТС с прицепом, если вес тягача – 10 т., вес прицепа – 14 т., вес груза – 13 т.
Правила въезда грузовых автомобилей в Москву
Грузовым автомобилям ездить по Москве можно только после получения специального разрешения. Выдается оно в электронном виде, для этого документы отправляются на сайт департамента транспорта.
Действуют следующие ограничения:
- Запрещен въезд в Москву грузового транспорта массой свыше 12 тонн.
- Запрещен въезд в пределы ТТК и СК транспорта свыше 1 тонны.
- Ограничение действует в период с 6:00 до 22:00.
- Чтобы была возможность передвигаться по Москве нужно получить пропуск.
Что дает пропуск:
- Пропуск МКАД – круглосуточный въезд грузового авто в пределы МКАД. С ним нет возможности проезжать на ТТК. Имея данный документ на ТТК можно заезжать с 6:00 до 22:00.
- Пропуск ТТК – можно круглосуточно проезжать по МКАД и ТТК. Ограничение действует только на проезд по Садовому кольцу. По нему нельзя будет передвигаться в период с 6:00 до 22:00. С данным пропуском экологический класс должен быть более, чем стандарт Евро2.
- Пропуск СК – позволяет грузовому транспорту передвигаться по всей территории Москвы без ограничений. Экологический класс также, как и в предыдущем случае должен быть более, чем Евро2.
Чтобы получить пропуск нужно предоставить копии следующих документов:
- паспорта;
- водительских прав;
- свидетельства о регистрации транспортного средства;
- паспорта транспортного средства;
- договора аренды, если авто не в личной собственности.
Пропуск работает не круглогодично.
В пятницу, субботу и воскресенье, а также с 1 мая по 1 октября, перед праздничными и выходными днями запрещено въезжать грузовикам в город с 6:00 до 24:00.
Пропуск могут забрать, если:
- Есть неоплаченные штрафы по любой из статей КоАП РФ.
- Был осуществлен въезд с зону, где данный пропуск не действует.
ГИБДД отстранят от весогабаритного контроля
Правда, это новшество заработает только с 1-го января следующего года.
То есть: с 1-го января 2023-го года сотрудники ГИБДД в принципе не смогут штрафовать перевозчиков за превышение массы, осевой нагрузки или допустимых габаритов грузовиков.
Этим будет заниматься Ространснадзор на всех без исключения видах постов (автоматических, стационарных и передвижных).
Для справки: на данный момент, до 1-го января 2023-го года, Ространснадзор не имеет доступа к автоматической базе данных, а потому может штрафовать перевозчиков за превышение весогабаритных параметров только на стационарных и передвижных постах, где взвешивание и измерение транспортных средств проводится при непосредственном участии сотрудников ведомства.
Как можно перевозить грузы, превышающие допустимую норму
Согласно №257-ФЗ от 08.11.2007, грузовой автомобиль, нагрузка на оси которого превышает разрешенное значение на 2% и более, должен получить официальное разрешение на перегруз. В этом документе указывается:
-
Маршрут следования автомобиля;
-
Тип перевозки (региональная, международная и прочее);
-
Данные об авто (марка, номер, модель);
-
Период действия разрешения;
-
Вес и размер машины и груза;
-
Сведения о владельце ТС;
-
Данные о грузополучателе и его отправителе;
-
Характеристики и описание груза;
-
Орган, выдавший разрешение.
При несоблюдении указанных условий водитель и иные ответственные лица подвергаются административному наказанию по ст. 12.21 КоАП РФ.
В случае превышения предельного веса грузовиков на российских дорогах законом предусмотрена ответственность. И если водители легковых автомобилей могут не беспокоиться по этому поводу, то тем, кто находится за рулем больших грузовиков, следует подумать дважды. Максимально допустимые нагрузки на оси рассчитываются до схода автомобиля с конвейера.
Более того, этот момент всегда отражается в документации на автомобиль. Этой теме посвящена отдельная строка, которая регулирует процесс в документах. Производители самостоятельно рассчитывают допустимые уровни нагрузки для своих автомобилей.
В то же время ответственность за нарушение этого стандарта достаточно серьезная. Дело в том, что перегрузка машины вредит нормальному трафику. Перегруженные автомобили становятся причиной аварий. Трафик становится нестабильным. Нагрузка оказывает дополнительное давление на оси, которые в один прекрасный день могут не выдержать веса. Дорожные покрытия также повреждаются в результате движения по ним перегруженных транспортных средств. И в то же время, выбоины на дорожном покрытии являются актуальной проблемой по всей России, а наличие штрафов за перегруз не приводит к покрытию ущерба, нанесенного дорогам.
Компоненты автомобиля приходят в негодность гораздо быстрее, перегрузка приводит к ускоренному износу компонентов автомобиля. Вероятность того, что он сломается в ближайшем будущем, значительно возрастает.
Кроме того, перегруженные автомобили создают дополнительные опасности на дороге. Перегрузка увеличивает тормозной путь. И это далеко не полный перечень факторов, которые могут послужить основанием для применения штрафных санкций.
В каких случаях можно получить разрешение в упрощенном порядке?
Давайте рассмотрим статью 31, пункты 17 и 18:
(17) Если нагрузка на ось большегрузного транспортного средства превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства более чем на два процента, но не более чем на десять процентов, специальное разрешение на движение такого транспортного средства по установленному фиксированному маршруту выдается в упрощенном порядке, в том числе в электронной форме. Уполномоченный орган, владелец частной дороги, выдающий указанное специальное разрешение в упрощенном порядке, в течение одного рабочего дня со дня регистрации заявления о выдаче указанного специального разрешения информирует заявителя о размере платы за возмещение вреда, причиненного тяжелым механическим транспортным средством.
(18) Основанием для установления постоянного маршрута, указанного в части 17 настоящей статьи, являются выданные в течение предшествующих двенадцати месяцев специальные разрешения на движение тяжелых транспортных средств с нагрузкой на ось, превышающей разрешенную нагрузку на десять и более процентов.
(17) Специальное разрешение на движение тяжеловесного и/или крупногабаритного транспортного средства по постоянному маршруту, в том числе в электронной форме, выдается в упрощенном порядке. Уполномоченный орган, владелец частной автомобильной дороги, выдающий указанное специальное разрешение в упрощенном порядке, обязан уплатить заявителю сумму сбора за повреждение грузового автомобиля в течение одного рабочего дня со дня регистрации заявления о выдаче указанного специального разрешения.
В этих параграфах есть 2 важных нововведения:
- Ранее разрешения по упрощенной процедуре выдавались только на транспортные средства, превышающие разрешенный вес на 2-10%. С 15 апреля на любой лишний вес можно будет оформить упрощенное разрешение.
- С 15 апреля отменено требование о наличии предыдущих разрешений на проезд по одному и тому же маршруту.