Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Стороны договора могут включить в него условия о выкупе участка (п. 4 ст. 9 Закона). Арендатор может получить участок в собственность по истечении срока аренды или до его истечения — при условии, что внесет выкупную цену, указанную в договоре.
Разделы договора аренды земельного участка
Для удобства договор аренды земель сельскохозяйственного назначения (образец) обычно делят на структурные части – разделы. В каждом освещаются определенные вопросы, связанные с арендой участка.
Например, договор может состоять из следующих разделов:
1) предмет договора,
2) арендная плата и порядок расчетов,
3) права и обязанности сторон,
4) ответственность сторон,
5) разрешение споров,
6) порядок изменения, прекращения и досрочного расторжения договора,
7) заключительные положения.
Давайте подробнее поговорим о каждом разделе.
Ответственность сторон
В рамках договора аренды земельного участка сельхозназначения, обе стороны несут определенную ответственность за свои обязательства:
- Арендодатель обязан:
- Передать арендатору земельный участок в согласованное время и в состоянии, соответствующем условиям аренды.
- Обеспечить арендатору необходимые документы и разрешения для использования земельного участка сельхозназначения.
- Проводить контроль и надзор за выполнением арендатором условий договора, а также состояниями земельного участка.
- Принимать обратно земельный участок по окончании срока действия договора в состоянии, соответствующем условиям аренды, за исключением нормального износа и естественного старения.
- Оплачивать арендную плату в сроки и в размере, установленные договором.
- Использовать земельный участок сельхозназначения согласно условиям договора и требованиям действующего законодательства.
- Производить регулярное техническое обслуживание и ремонт имущества, находящегося на арендованном участке.
- Своевременно устранять выявленные недостатки и повреждения земельного участка сельхозназначения.
- В случае уничтожения или повреждения учетных объектов, независимо от причин, возмещать их стоимость арендодателю.
- При увлажнении путем полива или иными способами не допускать попадание воды с арендованной площади на земельные участки, принадлежащие третьим лицам.
Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств определяется действующим законодательством и условиями договора.
Упрощенный порядок аренды земельных участков для крестьянско-фермерских хозяйств
Законодательством России установлены основные положения о предоставлении государственных и муниципальных сельхозземель в аренду. Однако, для крестьянско-фермерских хозяйств может быть предусмотрен упрощенный порядок аренды без проведения торгов.
В соответствии с законом о предоставлении земель в аренду, главным документом является земельный участок (ЗУ), который может быть предоставлен в аренду крестьянско-фермерскому хозяйству для сельскохозяйственного использования.
Упрощенный порядок аренды касается предоставления земельных участков без проведения торгов и запретов, установленных законом о земле. В данном случае крестьянско-фермерское хозяйство может получить в аренду сельхозземлю определенного назначения без необходимости участия в конкурсе или аукционе.
Основные положения о предоставлении земельных участков в аренду для крестьянско-фермерских хозяйств:
- Участники КФХ могут получить земельные участки в аренду для осуществления сельскохозяйственной деятельности.
- Аренда земли осуществляется на основе закона о предоставлении земель в аренду.
- Упрощенный порядок аренды позволяет КФХ получить земельный участок определенного назначения без проведения торгов.
- Данное положение предусмотрено для повышения доступности земельных ресурсов для крестьянско-фермерских хозяйств и ускорения процесса предоставления земель в аренду.
- Процедура аренды упрощается и ускоряется, что позволяет КФХ быстрее осуществлять свою деятельность и развиваться.
Арендодатель:
- Предоставить арендатору земельный участок в соответствии с условиями договора.
- Обеспечить возможность использования земельного участка арендатором в соответствии со сроками и условиями, указанными в договоре.
- Обеспечить арендатору доступ к земельному участку и свободу от препятствий при его использовании.
- Содержать земельный участок в состоянии, пригодном для использования в соответствии с его назначением, в том числе обеспечить регулярную уборку территории и обслуживание коммуникаций.
- Оперативно реагировать на запросы арендатора, связанные с использованием земельного участка, а также предоставить все необходимые разрешения и согласования при необходимости.
Правительство считает, что основными целями закона являются
- Значительно увеличить производство сельскохозяйственных фермерских и личных подсобных хозяйств
- оборот сельскохозяйственных земель, заброшенных в годы перестройки и реформ, и дальнейшее развитие агропромышленных комплексов (АПК)
- Развитие местной агроэкономики
- Отказ от практики «традиционных» торгов на сельскохозяйственные земли, когда подходящие люди выигрывают и строят квартиры, которые затем продаются на ферме, а не на заброшенной земле
- Предотвращение «серых» сделок и систем, когда фермерские хозяйства могут покупать землю у фермеров через третьих лиц.
Принятия этого закона фермеры добивались и ожидали в течение нескольких лет. Они стремились получить возможность приобретать дополнительные земли для расширения фермерского хозяйства без аукционов/торгов. Их усилия в значительной степени объясняются размером «развернувшегося льда».
- С 1 марта 2024 года сельскохозяйственные земли станут более доступными по цене
- Чтобы получить ее без конкурса, горожанам и сельским хозяйствам больше не придется преодолевать бюрократические проблемы, чтобы доказать, что у них нет земли в других районах.
Закон позволяет мелким фермерам приобретать землю по упрощенной процедуре.
- Без конкуренции со стороны более крупных сельскохозяйственных производителей, чьи фермы часто терпят убытки
- Без риска потерять арендованную землю после сделанных инвестиций — фермер может сохранить землю навсегда.
Должны предоставлять участки сельскохозяйственных земель, которые находятся в государственной или муниципальной собственности
- гражданам.
- в (частной) эксплуатации сельской местности для осуществления своей деятельности.
Гражданину, занимающемуся сельским (или сельскохозяйственным) бизнесом, земельный участок должен быть предоставлен в порядке, определенном Земельным кодексом.
- Земельный кодекс РФ (ст. 39. 18), 316-ФЗ, с учетом реквизитов, предусмотренных законом.
- Закон, определяющий максимальные размеры участков:.
- Федеральный закон «О переводе земель сельскохозяйственного назначения» № 10 1-ФЗ от 24. 07. 2002) — ст.
- Федеральный закон «О сельском хозяйстве в отношении сельского (частного) хозяйства» № 74 от 11. 06. 2003 — ст. 12 (пункт 6. 1 и пункт 7).
- Законы Российской Федерации — напр.
- Закон № 118 ирбис Ленинградской области Закон № 2015 от 13. 11. 115
- Республики Сака (Якутия) № 888-З № 673-IV от 15. 12. 2010:.
- Статья 16. сейлих для ведения личного подсобного хозяйства и сдачи в аренду без проведения конкурсов сельскохозяйственных концессий участков из земель сельскохозяйственного назначения.
- Статья 24. Выделение земли для удаленного или кочевого сельского хозяйства
- Статья 29. максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий.
- Статья 31.2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры участков или муниципалитетов, предоставляемых в сельском (сельскохозяйственном) хозяйстве для осуществления его деятельности
- Закон Московской области № 252/2017-оз от 27. 12. 2017 г.
- Закон Сербинского района «О территориальных отношениях» № 154-ЗО от 31 марта 2015 года: 154.
- Статья 5.5. предельные (минимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в областной или муниципальной собственности, предоставляются сельским (фермерским) хозяйствам для осуществления их деятельности
Предоставление участков осуществляется соответствующим органом аккредитации в зависимости от того, принадлежит ли участок государству или муниципалитету
- или исполнительным органом государственной власти
- Местные органы власти (ОТА)
Чтобы приобрести землю в аренду, заявитель должен подать соответствующее заявление (Земельный кодекс, § 39.18, п. 1).
- Заявления о предполагаемых концессиях гражданских или сельских (сельскохозяйственных) предприятий
- Заявление о выделении земли фермерскому (сельскохозяйственному) предприятию для осуществления его деятельности.
Заявления о предоставлении участков рассматриваются в порядке поступления. В течение 30 дней после регистрации заявления аккредитационный орган принимает одно из следующих решений
- Предоставить участок в аренду на срок до пяти лет
- Заключить договор аренды
- Отказать в предоставлении — установив причины.
Закон № 316-ФЗ разъясняет, что заявителю на получение земли сельскохозяйственного назначения может быть отказано по причинам, указанным в статье 39.16 Земельного кодекса РФ, а также при наличии одного из двух дополнительных оснований, установленных законом. :.
- несоблюдение предельных размеров участков, предоставляемых сельской (сельскохозяйственной) организации для осуществления ее деятельности, установленных законодательством органов государственной власти субъектов Российской Федерации
- площадь участка, указанная в заявлении
- площадь участков, предоставленных гражданам или сельским предприятиям для осуществления их деятельности, с учетом заговоров, указанных в заявлении.
- испрашиваемый КУ уже был предоставлен другому лицу (гражданину или сельскому хозяйству) в рамках того же заявления
Сколько стоит пользование?
Платежи за арендуемые участки сильно различаются в разных штатах и у разных лиц. Штаты определяют размер компенсации на основе таких факторов, как местоположение, целевое использование и градостроительное планирование участка.
Некоторые частные лица учитывают такие факторы, как спрос на землю, информационные коммуникации и личные интересы. Существуют подземные рыночные и нормативные арендные стоимости, каждая из которых рассчитывается по своим правилам.
- Нормативная стоимость определяется государственными и местными органами власти. Она рассчитывается на основе целевого использования земли и ее местоположения и не зависит от колебаний рынка или других изменений.
- Стоимость земли — при расчете учитываются данные о протяженности земли, границах, планировке, участках, зданиях, инфраструктуре, рельефе, посевах и коммуникациях по топографическим характеристикам (о регламентном расчете аренды земли от кадастровой стоимости читайте здесь).
- Рыночная стоимость — за основу расчета берется стоимость земли. На конечную стоимость влияют спрос и предложение.
Сумма, выплачиваемая за использование земли, рассчитывается самими владельцами. Годовая арендная плата зависит от подземной (рыночной) стоимости и обычно составляет от 0,6 до 1,5%.
Как рассчитать стоимость аренды земли и от чего зависят цены, вы можете прочитать здесь.
В договоре аренды должен быть установлен размер арендной платы и один из режимов ее перечисления.
- Арендатор ежемесячно или ежеквартально перечисляет арендную плату на определенный банковский счет до 15-го числа первого квартала.
- Арендатор перечисляет ежемесячную или ежеквартальную арендную плату наличными до первого дня 15-го месяца, до первого дня 15-го месяца, до первого дня 15-го месяца, до первого дня 15-го месяца, до первого дня 15-го месяца.
Для долгосрочно арендуемых сельскохозяйственных земель арендная плата может взиматься в форме
- Платежа, из
- доли продукции, полученной в результате использования земли; и
- передачи имущества в собственность; и
- конкретных услуг со стороны арендатора; и
- расходов на улучшение арендованной земли.
Порядок аренды земель сельскохозяйственного назначения. Условия и стоимость
С 01.01.2023 ст. 9 дополняется п. 9 (ФЗ от 14.07.2022 N 316-ФЗ). См. будущую редакцию.
Статья 10. Предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности
1. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2 — 3. Утратили силу с 1 марта 2015 года. — Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 03.07.2016 N 336-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 336-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
Абзацы третий — четвертый утратили силу с 1 марта 2015 года. — Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 07.07.2003 N 113-ФЗ)
Абзац утратил силу с 1 марта 2015 года. — Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным организациям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 27.06.2018 N 164-ФЗ, от 30.04.2021 N 117-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.
5.1. Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата — в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.
(в ред. Федерального закона от 02.12.2013 N 327-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится земельный участок, выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
(п. 5.1 введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 435-ФЗ)
6. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными пастбищами и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам только на праве аренды или на праве безвозмездного пользования на срок не менее чем пять лет.
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2005 N 87-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Не требуется переоформление видов разрешенного использования в правоустанавливающих документах на земельные участки КФХ, полученных до 01.01.2014 (ФЗ от 28.12.2013 N 446-ФЗ).
7. Приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
(п. 7 введен Федеральным законом от 18.07.2005 N 87-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 29.12.2010 N 435-ФЗ, от 28.12.2013 N 446-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2023 в абз. 1 п. 8 ст. 10 вносятся изменения (ФЗ от 14.07.2022 N 316-ФЗ).
См. будущую редакцию.
8. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Законодательство предусматривает ситуацию, когда арендатор передаёт землю сельскохозяйственного назначения третьему лицу, подписав с ним соответствующий договор. Право заключения такого соглашения у него имеется при условии, что это было указано явно в соглашении. Владелец участка имеет право внести в текст договора условие о том, что субаренда запрещена.
При этом необходимо, чтобы был предоставлен план той части участка, которая будет передана в субаренду. При подписании соглашения о субаренде необходимо, чтобы её срок не превышал время, в течение которого действует основной договор. Условия должны быть такими же, как те, которые были выдвинуты в основном договоре. Арендная плата за землю определяется по соглашению сторон.
Если это разрешено договором аренды, то арендатор вправе сдавать часть участка или всю его площадь в субаренду. Сделать это можно только после письменного уведомления арендодателя. Отличие договора субаренды в том, что он заключается не с собственником участка, а с его арендатором. Если субаренда оформляется на срок до 12 месяцев, то договор не подлежит регистрации.
Основные разделы договора субаренды:
- предмет соглашения (описание участка и прав на него арендатора);
- права и обязанности сторон;
- размер арендной платы;
- ответственность сторон;
- срок действия и условия расторжения (досрочно);
- описание форс-мажорных обстоятельств.
Договор субаренды не может быть заключен на срок превышающий период аренды участка. При досрочном прекращении основного договора автоматически заканчивается и субаренда. Это главное отличие друг от друга договора аренды и субаренды.
В остальном же тексты соглашений практически идентичны. Но в “шапке” в качестве одной из сторон по субаренде выступает арендатор, а не собственник земли. Именно ему субарендатор обязан будет уплачивать арендные платежи в сроки оговоренные договором. Арендатор вправе будет контролировать использование участка, а субарендатор обязан не нарушать условия эксплуатации, и соблюдать график оплаты.
Новые правила предоставления с/х земли в аренду без торгов определили принципы обращения с нею. Законом № 316-ФЗ вводятся дополнительные положения и поправки:
- в ЗК РФ:
- в статье 22 – соответствующие замены и дополнения
- статья 9 дополнится пунктом 9
- в статье 10 – поправки в пункте 8
- появится статья 10 1
Законом №316-ФЗ установлены дополнительные ограничения прав арендаторов муниципальных участков с/х назначения – в виде запретов:
- на изменение целевого назначения ЗУ:
- утрачивается возможность строительства жилых комплексов:
- на передачу:
- земельного участка третьим лицам (в том числе в субаренду)
- арендных прав на участок в залог
- на внесение ЗУ в качестве:
- вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества
- паевого взноса в производственный кооператив
Введённые запретительные меры обеспечат достижение главной идеи закона – использование земель непосредственно для с/х производства.
Законом №316-ФЗ предусмотрены новые положения, касающиеся определение расчёта размеров долей в праве общей собственности, выраженных в гектарах или баллах, в новом формате – в виде простой правильной дроби. Они отражены в изменениях статей, корректировок и дополнениях к статьям законов:
- ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (№101-ФЗ) – в статье 15:
- соответствующие изменения в пункте 2
- появится дополнительный пункт 2.1
- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (№ 218-ФЗ)
- дополнение в статью 38 части 10
- соответствующие замены в части 9.1 статьи 47
Указанное положение применяется для случая, когда на общем собрании участников общей долевой собственности на ЗУ из земель с/х назначения, проведённом до 1 марта 2025 года, не было принято решение об утверждении расчёта размеров долей в виде простой правильной дроби.
Сроки аренды и порядок пролонгации договора
Согласно договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения на 2024 год, арендодатель предоставляет арендатору право на использование земельного участка определенной категории.
Срок аренды составляет [указать срок аренды] лет, начиная с даты подписания настоящего договора.
Порядок пролонгации договора аренды устанавливается следующим образом:
Срок пролонгации Порядок получения информации Акт к приема-передачи До истечения срока действия договора Не менее чем за [указать срок] дней до истечения срока действия договора аренды Заключается в письменной форме в соответствии с установленными требованиями По истечению срока действия договора Не позднее [указать срок] дней после истечения срока действия договора аренды Заключается в письменной форме в соответствии с установленными требованиями Арендодатель обязуется предоставить арендатору информацию о возможности пролонгации договора аренды и о порядке его заключения не менее чем за [указать срок] дней до истечения срока действия договора аренды. При этом информация должна быть предоставлена арендатору в письменной форме.
Похожие записи: